Цифровой хаб Wunder Digital провел анализ цифрового рынка Казахстана за 2022 год и делится своими выводами и прогнозами, сообщает DKNews.kz.
Развитие и особенности цифрового рынка Казахстана
Экономика Казахстана успешно восстанавливается после пандемии COVID-19 и адаптируется к новым вызовам, связанным с продолжающимся кризисом в соседних регионах. Компании активно изменяют свои бизнес-стратегии и вкладываются в продвижение своих продуктов и услуг. По данным исследования, с 2020 года инвестиции в медиарынок Казахстана стабильно растут. В прошлом году их объем превысил 80 млрд тенге, а к концу текущего года ожидается, что он приблизится к 100 млрд.

За последние пять лет вложения в цифровые технологии в Казахстане удвоились. Бюджеты на интернет-рекламу в 2022 году уже сравнялись с телевизионными и составляют около 35 млрд тенге. Оба канала лидируют среди остальных (по 40% от всех рекламных вложений), при этом цифровая реклама почти вдвое опережает ТВ по времени, которое ей уделяют.

По прогнозам специалистов, в этом году доля инвестиций в цифровые каналы вырастет до 43%. Основные причины перераспределения рекламных бюджетов в интернет:
- рост инфляции в офлайн-медиа;
- увеличение охвата и доверия к цифровой рекламе;
- возможности для персонализированной коммуникации.

Интернет-аудитория Казахстана
В Казахстане 17,3 млн из 19,5 млн населения пользуются интернетом, что составляет 89,2% проникновения. Пользователи распределены по регионам довольно равномерно, традиционно лидируют столица и крупные города. 76% пользователей выходят в сеть со смартфонов, а 60% используют только мобильный трафик. Среди поисковых систем казахстанцы отдают предпочтение Google (83%).

Портрет интернет-пользователя в Казахстане выглядит следующим образом:
- 48% мужчин, 52% женщин;
- 41% — люди в возрасте 20-41 года, 29% — в возрасте 6-19 лет;
- 88% работают в стране;
- 89% выходят в сеть ежедневно;
- интересуются поиском, видео, новостями, социальными сетями и мессенджерами, покупками, музыкой, играми.
В течение дня активность пользователей сосредоточена на различных платформах. Утро начинается с прослушивания музыки и чтения новостей, днем люди общаются в социальных сетях, а вечером — смотрят видео в интернете.
Популярные сайты и приложения
В 2022 году рейтинг локальных сайтов возглавляет информационный портал tengrinews.kz. Второе место занимает погодный сайт gismeteo.kz. На третьей позиции находятся ресурсы nur.kz, olx.kz и zakon.kz.

Лидером среди мобильных приложений является мессенджер WhatsApp (13,2 млн пользователей), за ним следует мультифункциональное приложение Kaspi.kz, а замыкают тройку YouTube и Instagram.
Казахстанцы предпочитают смотреть видео на YouTube (12 млн пользователей), а слушать аудио — на Яндекс.Музыке (2,7 млн).
Социальные сети и мессенджеры
Самой крупной аудиторией обладают Instagram (10,9 млн) и TikTok (10,8 млн). У "ВКонтакте" и "Одноклассников" вдвое меньше пользователей (5 и 4,9 млн соответственно). Следом идет Facebook с аудиторией в 4,2 млн.


Среди мессенджеров безоговорочно лидирует WhatsApp, за ним следуют Telegram и Facebook Messenger, Skype и Viber.

Рынок электронной коммерции
С увеличением числа интернет-пользователей в Казахстане растет спрос на онлайн-покупки. За последние четыре года объем рынка электронной коммерции увеличился почти в 4 раза в денежном выражении и вдвое по количеству транзакций и средней сумме чека. Доля продаж с маркетплейсов в прошлом году составила 83%, а на мобильные устройства пришлось 93% продаж.

Крупнейшие площадки для онлайн-торговли в Казахстане — местный маркетплейс Kaspi.kz и международная платформа Wildberries. Развитие рынка подтверждается появлением в рейтинге все большего числа местных игроков — онлайн-магазинов электроники, сервисов доставки еды, продуктов и других товаров.
Выводы с акцентом на тренды и перспективы
В 2023 году основным двигателем роста остается реклама в интернете. Она обеспечивает максимальный охват, пользователи доверяют ей больше других каналов. При этом важна персонализация рекламных предложений. По данным исследования, более 70% потребителей ожидают персонализированного общения с брендом.
Мобильная реклама — мощный тренд, обусловленный стремительным ростом трафика со смартфонов. Маркетинговые кампании, адаптированные под мобильные устройства, реклама в приложениях помогут расширить клиентскую базу и увеличить продажи.
Внимание потребителей все больше сосредотачивается в социальных сетях. Бизнесу стоит использовать потенциал этих платформ, чтобы привлечь внимание целевой аудитории. Таргетированная реклама, инфлюэнс- и комьюнити-маркетинг — одни из наиболее эффективных способов продвижения в 2023 году.
Видео — самый популярный формат контента в интернете. Реклама на видеохостингах, создание собственного контента для YouTube, TikTok, Instagram — важная часть успешной маркетинговой стратегии сегодня.
Ниша электронной коммерции в Казахстане все еще остается емкой и привлекательной. Спрос на онлайн-покупки растет быстрее, чем количество игроков на рынке, что открывает отличные перспективы для местных бизнесов.
Отсутствие индустриальных измерений эффективности Cross Media (TV+Digital) рекламы в Казахстане — стимул для создания programmatic платформ и других аналитических инструментов со стороны рекламных агентств и крупных компаний. Более глубокая и качественная аналитика позволит выявить новые рекламные возможности и точки роста.
Среди рисков можно выделить сложную внешнеполитическую ситуацию и международную нестабильность, инфляцию на медиа- и потребительских рынках. Введение новых законодательных актов также может повлиять на объем аудитории и ее доверие к наиболее охватным каналам продвижения. Однако в целом цифровой рынок Казахстана имеет высокий потенциал благодаря увеличению числа интернет-пользователей и мобильных устройств, активной поддержке государства и доступу к квалифицированным кадрам.

