В настоящее время многие владельцы компаний в Казахстане стремятся к тому, чтобы бухгалтерский учет и сдача отчетности были максимально простыми и удобными при минимальных затратах. Но возможно ли это без участия большого количества специалистов? Технический директор Рауан Маемир рассказал об особенностях онлайн-инструмента Buhta, о переносе сервиса на новую инфраструктуру и о том, какие компании уже оценили все преимущества нового проекта в нашей стране.

- Рауан, сервис изначально создавался для тех, кто не нуждался в сложной бухгалтерии: фрилансеров, начинающих предпринимателей, людей творческих профессий. Сколько юридических и физических лиц сейчас доверяют Бухте? Какой процент тех и других на данный момент?
Изначально сервис был нацелен на малый бизнес. Однако вскоре выяснилось, что в помощи нуждаются и более крупные компании.
В настоящее время более 7 тысяч юридических лиц пользуются Бухтой, и количество пользователей активно увеличивается. Среди наших клиентов есть не только малый, но и средний и крупный бизнес, которым мы помогаем с полным циклом торговли, фискальных чеков, документооборота и взаиморасчетов с партнерами.
Некоторые крупные клиенты выплачивают через Бухту заработную плату своим сотрудникам. Мы упрощаем получение зарплаты через наше приложение, автоматизируя работу и отделов кадров. Это помогает значительно оптимизировать и ускорить работу компаний с численностью сотрудников более 1000 человек. Активных физических лиц у нас более 10 тысяч.
Сколько времени потребуется, чтобы освоить Бухту человеку, который не знаком с бухгалтерскими тонкостями? Какие инструменты пользуются особой популярностью или используются чаще всего?
Бухта — это сервис, который помогает предпринимателям вести бухгалтерский учет, работать с контрагентами и отчитываться перед налоговыми органами. Клиентам Бухты не нужно углубляться в тонкости бухгалтерского учета — сервис делает все самостоятельно. К тому же, он постепенно развивался и превратился в платформу, на которой предприниматели не только ведут учет, но и работают с партнерами.
- Используют ли сервис крупные казахстанские компании?
Среди крупных казахстанских компаний Бухте доверяют Jusan Bank, Yandex Go, Glovo, Magnum, arbuz.kz, UvU, top.kz.
- Как устроена IT-инфраструктура Бухты? Расскажите про подробности переноса тестовых сред Бухты в Yandex Cloud?
Изначально архитектура Бухты размещалась на простом VPS-хостинге. Однако, когда сервис начал активно развиваться, компания начала модернизировать устаревшую инфраструктуру, чтобы быть более гибкой и иметь больше возможностей для развития. Микросервисная контейнерная архитектура позволила упростить процессы обновления кода, внедрения новых функций и расширения сервиса. В результате повысилась отказоустойчивость сервиса, так как выход из строя одного микросервера не приводит к неработоспособности всей платформы. Для удобного управления контейнерами был выбран оркестратор Kubernetes.
Компания перенесла инфраструктуру в Google Cloud Platform (GCP) с управляемым Kubernetes. Однако удаленность ЦОД платформы от Казахстана вызывала значительную задержку при выполнении сетевых операций. Даже простые операции, такие как установка соединения, занимали около 200 мс.
Наши специалисты начали искать альтернативу GCP. Параллельно с этим Бухта продолжала развивать свои сервисы и начала плотную интеграцию с государственными системами и банками Казахстана. Для этого требовалось пройти сертификацию, в том числе локализовать свое присутствие в республике, поэтому Бухта перенесла производственную среду на собственную инфраструктуру.
Поскольку в средах разработки и тестирования не хранятся персональные данные, переносить их на локальную инфраструктуру не было необходимости. Эти среды помогают быстро проверять новые идеи и гипотезы и их удобно разворачивать в облаке, чтобы не тратить много времени и сил на создание новой инфраструктуры.
Мы пробовали работать с несколькими местными провайдерами, но во многих случаях нас не устраивал либо уровень управляемых сервисов (многое приходилось делать вручную), либо стабильность. Как только платформа Yandex Cloud запустилась в Казахстане, команда Бухты сразу решила перенести на нее свои тестовые среды.
- Как перенос тестовых сред в Yandex Cloud помог бизнесу?
Результат превзошел ожидания в десятки раз. Облачные затраты компании сократились на 40%, время отклика до сервисов уменьшилось в три раза: с 200 до 60 мс. К тому же, Бухте теперь не нужно проходить валютный контроль, потому что за все сервисы компания платит в тенге.
Мы часто экспериментируем с технологиями и тестируем различные гипотезы. Поэтому нам нужна удобная облачная платформа, в которой можно быстро разворачивать среду в коде посредством подхода Infrastructure as Code.
Yandex Cloud зарекомендовала себя как платформа, полностью поддерживающая все необходимые нам передовые инструменты.

