Вход

Как цифровизация помогает контролировать монополистов?

22 декабря 2022 13:43

Прозрачность в секторе естественных монополий способствует справедливым тарифам для населения.

Уровень цифровизации в Казахстане значительно выше не только мирового среднего, но и многих развитых стран. В этом году Казахстан занял 28-е место по уровню развития электронного правительства среди 193 стран, участвующих в мониторинге ООН, поднявшись с 29-го места в 2020 году. Республика Казахстан обгоняет не только страны СНГ и Центральной Азии, но и такие государства, как Ирландия, Канада, Италия, Бельгия, Чехия и другие. В рейтинге электронного участия граждан (E-Participation Index, EPI) Казахстан занимает 15-е место, что является одним из лучших показателей в мире.

Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркивает важность цифровизации услуг, отмечая, что более 90% государственных услуг в стране предоставляются в электронном формате, что является одним из самых высоких показателей в мире.

Примером успешной цифровизации, положительно сказавшейся на прозрачности процессов и тарифообразования в Казахстане, является запуск в 2019 году электронной базы данных «Монополист». Эта база данных оцифровывает всю деятельность субъектов естественных монополий и общественно значимых рынков.

Контроль над деятельностью и тарифной политикой субъектов естественных монополий напрямую влияет на уровень жизни населения, ценовую политику и состояние социально значимых сфер, таких как коммунальное хозяйство и инфраструктура.

Цифровизация деятельности монополистов в Казахстане продолжается, стремясь к максимальной прозрачности. Например, субъекты естественных монополий имеют доступ к «Единому окну закупок» НПП «Атамекен», интегрированному с различными электронными площадками. Это позволяет им выбирать площадку для закупок товаров, работ и услуг.

Функционал базы данных «Монополист» продолжает расширяться.

Субъекты естественных монополий в Казахстане утверждают инвестиционные программы, от которых зависит тарифообразование. Цель таких программ — достижение благоприятных технико-экономического и экологического эффектов.

Тарифы на конечные услуги зависят от инвестиционных планов и вложений монополистов. Например, в энергетической компании инвестиционный план может включать развитие и обновление инфраструктуры, что влияет на тарифы на энергоснабжение.

Комитет по регулированию естественных монополий контролирует реализацию инвестиционных программ. В 2020 году были выявлены нарушения, и утверждены временные компенсирующие тарифы для возврата средств потребителям на сумму 13,3 млрд тг. В 2021 году сумма составила 6,7 млрд тг.

Согласно изменениям в законе «О естественных монополиях», при утверждении тарифов учитываются заключения местных исполнительных органов и других госорганов. Уполномоченный орган проводит публичные слушания с участием монополистов, потребителей и общественности.

Цифровизация позволяет перевести взаимодействие с монополистами в электронный формат, усиливая общественный контроль и снижая бумажный оборот.

В 2021 году 90,9% населения Казахстана старше 6 лет пользовались интернетом. В городах показатель достиг 92,2%, в селах — 88,8%. В 2020 году уровень интернетизации составлял 85,9%.

Для сравнения, в 2020 году в мире интернетом пользовались 59,1% населения, в городах — 75,6%, в селах — 38,8%.

Показатели Казахстана превосходят результаты СНГ, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и немного превышают показатели стран Европы.

Источник