На 16-м Международном Конвенте Мир торговли были представлены результаты исследования коммерческим директором NielsenIQ Kazakhstan Мадиной Сейсенгалиевой, сообщает Деловой Казахстан.
«С каждым годом уменьшается количество традиционных розничных точек, которые работают за прилавком. В то же время увеличивается число современных магазинов самообслуживания. Их распределение по территории страны неравномерно. За последний год закрылось 6 700 традиционных магазинов, тогда как новых открылось только 1 200», — отметила Мадина Сейсенгалиева.
В настоящее время в Казахстане работают 5 500 современных магазинов, которые обеспечивают половину денежного оборота на рынке FMCG и продовольственных товаров. В непродовольственном сегменте этот показатель составляет 59%.
Согласно исследованию, жители Алматы и Астаны посещают традиционные магазины около 17 раз в месяц, однако наибольшую часть своих расходов они оставляют в супермаркетах: в Алматы — 43% бюджета, в Астане — 44%.
Наиболее быстро развивающимися каналами в Казахстане за последний год стали средние магазины площадью 40-100 кв.м и крупные магазины площадью 100-300 кв.м. Их рост продаж превышает показатели супермаркетов площадью более 300 кв.м.
Развитие современных форматов торговли сопровождается увеличением темпов роста онлайн-продаж. В 2022 году темпы роста онлайн-торговли сравнялись с офлайн-каналами, увеличившись на 20-30% по сравнению с прошлым годом.
«Ранее онлайн-канал служил дополнением к традиционным покупкам в магазинах, где приобретались уникальные товары. В этом году наблюдается уникальная ситуация: основной акцент в онлайн-торговле делается на регулярные крупные закупки, и именно продовольственные товары показывают наибольший рост в этом сегменте», — пояснила Мадина Сейсенгалиева.
В 2022 году самыми популярными категориями товаров в онлайн-торговле стали свежие фрукты и овощи, молочные продукты, стиральные порошки, бакалейные товары, безалкогольные напитки, средства для волос, подгузники, шоколад и печенье. 70% этих категорий совпадают с лидерами офлайн-продаж.
Лапша быстрого приготовления также показала рост продаж в 2022 году.
16-й Международный Конвент Мир торговли прошел в Алматы с 1 по 3 декабря. В рамках мероприятия состоялся Закупочный центр, важный для ритейла стран Центральной Азии. Он собрал 57 компаний-поставщиков из разных стран и более 50 представителей крупных торговых сетей из России, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении, Грузии и Казахстана.
«Мы стремимся к тому, чтобы топ-менеджеры крупных торговых сетей были открыты для поставщиков, что важно для деловых переговоров и взаимодействия. Именно поэтому 9 лет назад мы начали проводить Международный Конвент Мир торговли, который стал ключевым событием для ритейлеров и поставщиков из разных стран. В 2023 году планируем расширить его географию и провести Конвент не только в Алматы, но и в Ташкенте», — сообщила организатор Конвента Елена Саргалдакова.

