Компания United Research Technologies Group (URTG) представила результаты исследования «Бизнес-барометр МСБ Казахстана», проведенного в конце марта и начале апреля. Исследование оценивает текущее состояние и ожидания участников рынка на второй квартал 2025 года.
В исследовании приняли участие 500 бизнес-субъектов из торговли, сферы услуг, строительства, сельского хозяйства и промышленности. Выборка учитывает региональные и отраслевые квоты, а также вклад субъектов МСБ в ВВП страны.
Согласно данным опроса, проведённого в конце марта и начале апреля, казахстанские малые и средние предприятия отмечают снижение деловой активности и рост неопределённости из-за макроэкономических и регуляторных факторов.
Наибольшие изменения затронули Индекс бизнес-барьеров (ИББ): за квартал он увеличился в 2,7 раза до 151,7 пункта, что является антирекордом с начала наблюдений. Ранее, в предыдущем квартале, ИББ находился на минимальном уровне (56,8 пункта), демонстрируя тенденцию к снижению барьеров.
Отметим, что рост ИББ указывает на усиление неблагоприятных факторов в бизнес-среде.
Существенный рост наблюдается в барьере экономической неопределенности, которая увеличилась в 4 раза до 35,3%. В тройку значимых барьеров также вошли финансовые ограничения и падение спроса.
Снижение Индекса деловых настроений (ИДН) связано с уменьшением субиндекса «Продаж», что отмечено большинством компаний. Также снизилась динамика создания новых рабочих мест. Рост потребности в заемных средствах указывает на проблемы с ликвидностью.
Индексы деловой активности фиксируют сокращение темпов роста производства и услуг на фоне роста запасов. Это указывает на сложности с реализацией продукции из-за снижения спроса. Рост издержек был отмечен большинством представителей МСБ, однако перекладывание затрат на потребителей возможно в основном в сфере услуг.
В рамках опроса участники оценили изменения в экономической политике и их последствия для бизнеса. Наиболее частыми ответами на вопрос о последствиях изменений налоговой политики были: рост налоговой нагрузки, инфляции и социальной напряженности.
На вопрос о влиянии изменений в 2025 году, наиболее значимыми факторами были названы изменения в налоговой политике и либерализация цен и тарифов. Основное беспокойство вызывают вопросы налогообложения и рост издержек.
На вопрос о мерах в связи с изменениями в бизнес-среде, представители МСБ планируют повышение цен на продукцию и услуги, привлечение внешнего финансирования и переход в более выгодные сферы.
Респонденты также выбрали стратегии поиска новых рынков, сохранения и расширения производства, инвестиций в технологии и персонал, а также оптимизации затрат.
Подробности доступны на сайте URTG.
ТОО United Research Technologies Group (URTG) — исследовательская компания, занимающаяся социологическими, маркетинговыми и экономическими проектами. Компания работает с 2023 года, центральный офис находится в Алматы.

