8 августа 2025 года Президент Касым-Жомарт Токаев провел встречу с председателем Ассоциации инвесторов Казахстана Болатом Акшолаковым. В тот же день пресс-служба Акорды сообщила, что на встрече обсуждались вопросы налоговой реформы, приватизации и государственных закупок. Также было предложено запустить национальный рейтинг ответственного бизнеса. Болат Акшолаков в интервью Kapital.kz рассказал о сути предложенных инициатив, системных препятствиях в реформах и роли крупного бизнеса.
– Болат Оралович, во время встречи с Президентом вы представили системную повестку ассоциации. Какие основные приоритеты она включает?
– Мы сформировали повестку на основе запросов бизнеса и отраслевых ассоциаций. В ней пять системных приоритетов: оптимизация регулирования и избавление от бюрократии; цифровизация налогового администрирования; новая приватизация; перезагрузка антимонопольной политики; реформа системы закупок.
Для каждого направления у нас есть конкретные инициативы и предложения.
– Какова необходимость создания ассоциации, когда уже существует НПП «Атамекен»?
– Мы рассматриваем НПП «Атамекен» не как конкурента, а как основного партнера. Чтобы подтвердить это, мы подали заявку на аккредитацию в составе Национальной палаты, и сейчас готовится соглашение о сотрудничестве.
Основное отличие в том, на что мы акцентируем внимание. НПП «Атамекен» работает в рамках закона и защищает интересы предпринимателей, особенно представителей малого и микробизнеса.
Инвесторская ассоциация, в свою очередь, объединяет представителей крупного бизнеса и сосредоточена на разработке предложений по системным экономическим реформам. Мы не занимаемся защитой интересов отдельных компаний или отраслей. Наша цель – содействовать государству в реализации стратегических преобразований, направленных на создание благоприятной среды для устойчивого роста всей экономики.
В рамках обновленного Национального совета инвесторов мы видим возможность конструктивного взаимодействия с НПП «Атамекен», что позволит сформировать гармоничную и полноценную повестку развития.
– Какие ассоциации и компании уже вошли в состав Ассоциации инвесторов Казахстана?
– В числе учредителей ассоциации три крупных отраслевых организации: Ассоциация «KAZENERGY», Ассоциация строителей Казахстана и Ассоциация электроэнергетики Казахстана. В состав уже вошли компании из таких отраслей, как строительство, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, торговля, транспорт и энергетика.
– Болат Оралович, Ассоциация инвесторов должна стать важным фактором в открытой экономической повестке. Вы часто говорите о «новой экономической модели». В чем ее отличие от предыдущей?
– Главное продвижение заключается в системности подхода. Наша миссия – содействовать реформам и создавать честную, понятную и предсказуемую инвестиционную среду. Мы руководствуемся двумя основными условиями для роста: либерализация экономики и сокращение регулирования. Их невозможно реализовать без современных инструментов, таких как цифровизация и искусственный интеллект.
Мы уверены, что именно эти технологии станут «домкратом» для подъема экономики. Это не просто автоматизация, а перепроектирование логики регулирования, гибкость, скорость и умение использовать данные как новый капитал.
– Расскажите подробнее о методах оптимизации регулирования и избавления от бюрократии.
– Это наш первый и главный приоритет. Новые подходы предусматривают систематический пересмотр нормативно-правовой базы и устранение препятствий для бизнеса с использованием технологий искусственного интеллекта. Наша цель – повысить качество государственного управления через применение искусственного интеллекта, аналитики и современных цифровых технологий. Также планируется анализировать регуляторное воздействие, мониторить законодательство, разрабатывать проекты нормативных актов и реорганизовывать государственные бизнес-процессы. Для этого будет разработана отдельная система регуляторного искусственного интеллекта, включающая модули для сбора предложений, анализа законодательства, подготовки нормативных актов и изучения практики применения права.
– Вы поднимаете вопрос о цифровизации налогов. Это всегда актуальная тема для малого и среднего бизнеса. Что именно предлагается?
– Мы предлагаем отказаться от «универсального подхода». В настоящее время 90% налогов уплачивают 2000 крупных компаний, а остальные 2 миллиона субъектов дают только 10%. Поэтому эта сфера требует дифференциации и упрощения.
Сегодня известно, что банки являются самыми цифровизированными игроками. Мы предлагаем использовать их в качестве интерфейса для малого и среднего бизнеса, то есть вести отчетность и уплату налогов напрямую через банковские приложения. Это удобно, прозрачно и снижает затраты на взаимодействие с государством.
– Проблема приватизации в Казахстане поднимается более 20 лет. Что именно вы предлагаете изменить?
– Мы считаем, что приватизация не должна становиться гонкой. Сначала должна быть стратегия. Где участие государства оправдано? Где оно вредно? Какие препятствия существуют для повышения привлекательности активов? Мы предлагаем трехэтапный подход. Определение роли государства в экономике. Необходимо разработать концепцию управления государственными активами, где будет четко указано, в каких секторах участие государства оправдано, а в каких избыточно или вредно. Это позволит устранить опасения по поводу потери контроля, выбора ненадежных инвесторов или общественного недовольства. Также необходимо провести тарифные и регуляторные реформы перед приватизацией для повышения инвестиционной привлекательности активов. Третий подход – оптимизация процесса приватизации. Ассоциация предлагает привлекать стратегических инвесторов, проводить «групповую» приватизацию (объединение активов в кластеры) и вывод на рынок через IPO.
Такой подход не только ускорит приватизацию, но и позволит привлечь качественных инвесторов, снизить риски и сделать процесс более эффективным. Ассоциация подчеркивает важность стратегического планирования, чтобы избежать поспешных решений, которые могут подорвать доверие к этому процессу.
Самое главное – доверие. Без доверия приватизация не состоится.
– Антимонопольная политика в Казахстане вызывает много вопросов у бизнеса. Как вы смотрите на ее перезагрузку?
– Основное внимание – на балансе. С одной стороны, защита конкуренции внутри страны, с другой – конкурентоспособность на внешних рынках. Мы уже начали консультации с Агентством по защите конкуренции, проводим опросы среди предпринимателей, привлекаем экспертов. Со своей стороны, мы предложим конкретные механизмы, такие как анализ, форсайт, прогнозирование.
– Государственные закупки – это 20 трлн тенге в год. Это мощный инструмент. Что нужно сделать, чтобы он стал стимулирующей, а не сдерживающей силой?
– Наша цель – сосредоточиться на качестве, а не на цене. Мы предлагаем внедрить механизм офтейк-контрактов, закупки напрямую у производственных заводов, цифровой скоринг поставщиков, а также применять международный подход MEAT (наиболее экономически выгодное предложение).
Также мы предлагаем использовать искусственный интеллект на всех этапах процесса закупок – от планирования до контроля за исполнением. Это не фантазия, а необходимость современного управления.
– Вы предложили запустить национальный рейтинг «Национальный стержень – 50». Почему это важно именно сейчас?
– Сегодня в обществе усиливается негативное отношение к богатству. Многим успешным предпринимателям смотрят с недоверием. Мы хотим изменить это восприятие. Необходимо показать обществу, что бизнес – это не только прибыль, но и инвестиции, рабочие места, налоги, благотворительность. В мировом опыте такие рейтинги служат не только инструментом оценки, но и механизмом, стимулирующим компании решать социальные и глобальные проблемы.
– Многие предприниматели говорят, что «государство слушает, но не слышит». Какова ваша позиция в этом диалоге?
– Для устойчивой реализации реформ необходим качественный обратный связь. Национальный совет инвесторов не должен оставаться одноразовым форматом, а стать постоянной площадкой. Мы предлагаем обновить его состав, повестку, открыть веб-ресурс и проводить заседания не менее двух раз в год.
Ассоциация инвесторов готова стать не просто «ассоциацией интересов», а стратегическим партнером государства.
– Спасибо за интервью.

