8 августа 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев провел встречу с председателем Ассоциации инвесторов Казахстана Болатом Акчулаковым. Пресс-служба Акорды сообщила, что на встрече обсуждались налоговая реформа, приватизация и госзакупки. Также было предложено внедрить национальный рейтинг ответственного бизнеса. О сути предложенных инициатив, системных барьерах и роли крупного бизнеса в реформах корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал Болат Акчулаков.
- Болат Уралович, вы представили системную Повестку ассоциации на встрече с президентом. Какие ключевые приоритеты она содержит?
- Мы сформировали Повестку, основываясь на запросах бизнеса и отраслевых ассоциаций. В нее вошли пять системных приоритетов: оптимизация регуляторной политики и дебюрократизация; цифровизация налогового администрирования; новая приватизация; перезагрузка антимонопольной политики; реформа системы закупок.
По каждому направлению у нас есть конкретные инициативы и предложения к реализации.
- Зачем создавать ассоциацию, если уже существует НПП «Атамекен»?
- Мы не рассматриваем НПП «Атамекен» как конкурента, а как ключевого партнера. Мы уже подали заявку на аккредитацию в составе Национальной палаты, и готовится соглашение о сотрудничестве.
Основное различие заключается в фокусе нашей деятельности.
НПП «Атамекен» работает в рамках законодательства и представляет интересы широкого круга предпринимателей, в первую очередь, малого и микробизнеса.
Ассоциация инвесторов, напротив, объединяет представителей крупного бизнеса и сосредоточена на разработке предложений по системным экономическим реформам. Мы не занимаемся защитой интересов отдельных компаний или отраслей. Наша цель - содействовать государству в реализации стратегических преобразований, направленных на создание благоприятной среды для устойчивого роста всей экономики.
В рамках обновленного Совета национальных инвесторов мы видим возможности для конструктивного взаимодействия с НПП «Атамекен» с целью формирования сбалансированной и целостной повестки развития.
- Какие ассоциации и компании уже вошли в состав Ассоциации инвесторов Казахстана?
- Среди учредителей ассоциации три крупные отраслевые организации: Ассоциация «KAZENERGY», Ассоциация застройщиков Казахстана и Казахстанская электроэнергетическая ассоциация. В состав уже вошли компании из различных отраслей, таких как строительство, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, торговля, транспорт и энергетика.
- Болат Уралович, Ассоциация инвесторов должна стать значимым фактором в публичной экономической повестке. Вы часто говорите о «новой экономической модели». В чем ее отличие от прежней?
- Главное изменение - в системности подхода. Наша миссия - содействовать реформам и создать честную, понятную, предсказуемую инвестиционную среду. Мы исходим из двух ключевых условий роста: либерализации экономики и дерегуляции. Их невозможно реализовать без современных инструментов - цифровизации и ИИ.
Мы уверены, что именно технологии станут «домкратом», который поднимет экономику. Речь идет не только об автоматизации, но и о пересборке логики регулирования, гибкости, скорости и данных как новом капитале.
- Расскажите подробнее о подходах к оптимизации регуляторной политики и дебюрократизации.
- Это наш первый и ключевой приоритет. Новые подходы к оптимизации регуляторной политики и дебюрократизации предполагают использование технологий искусственного интеллекта для системной ревизии нормативно-правовой базы и устранения барьеров для бизнеса. Наша цель - повысить качество государственного управления через применение ИИ, аналитики и современных цифровых технологий.
Провести анализ регуляторного воздействия, мониторинг законодательства, разработку проектов нормативных актов и реинжиниринг государственных бизнес-процессов. Для этого будет разработана собственная система регуляторного ИИ, включающая модули консолидации предложений, анализа законодательства, подготовки нормативных актов и анализа правоприменительной практики.
- Вы поднимаете тему цифровизации налогов. Это всегда больная точка для МСБ. Что конкретно предлагается?
- Мы предлагаем отказаться от «универсального подхода». Сейчас 90% налогов дают 2000 крупных компаний. Остальные - 2 млн субъектов дают лишь 10%. Очевидно, нужны сегментация и упрощение.
Банки сегодня самые цифровые игроки. Мы предлагаем использовать их как интерфейс для МСБ: отчетность и оплата налогов через банковские приложения. Это удобно, прозрачно и уменьшает издержки на взаимодействие с государством.
- Вопрос приватизации в Казахстане поднимается уже более 20 лет. Что вы предлагаете изменить?
- Мы считаем, что приватизация не должна быть гонкой. Сначала стратегия. Где участие государства оправдано? Где вредно? Какие барьеры мешают сделать активы привлекательными? Мы предлагаем трехэтапный подход. Определение роли государства в экономике. Необходимо разработать Концепцию управления государственными активами, четко обозначив, в каких секторах государственное участие оправдано, а в каких — избыточно или вредно. Это позволит устранить «фобии» — опасения потери контроля, выбора ненадежных инвесторов или общественного недовольства. Также перед приватизацией необходимо провести тарифные и регуляторные реформы, чтобы повысить инвестиционную привлекательность активов. И третий подход — это оптимизация процесса приватизации. Союз предлагает привлекать стратегических инвесторов, проводить «кустовую» приватизацию (объединение активов в кластеры) и использовать IPO для вывода активов на рынок.
Такой подход позволит не только ускорить приватизацию, но и сделать ее более эффективной, привлекая качественных инвесторов и минимизируя риски. Союз подчеркивает важность стратегического планирования, чтобы избежать поспешных решений, которые могут подорвать доверие к процессу.
Главное - доверие. Без него приватизация не заработает.
- Антимонопольная политика в Казахстане вызывает много вопросов у бизнеса. Как вы видите ее перезагрузку?
- Фокус - на балансе. С одной стороны - защита конкуренции внутри страны, с другой - конкурентоспособность на внешних рынках. Мы уже начали консультации с Агентством по защите конкуренции, провели опросы среди предпринимателей, подключили экспертов. Будем предлагать конкретные механизмы - аналитика, форсайт, предсказуемость.
- Госзакупки - 20 трлн тенге в год. Мощнейший рычаг. Как сделать его стимулом, а не тормозом?
- Наша цель - уйти от упора на цену и перейти к качеству. Мы предлагаем внедрение механизма офтейк-контрактов, прямые закупки у заводов-производителей, цифровой скоринг поставщиков, применение международного подхода MEAT (most economically advantageous tender).
Также предлагаем использовать ИИ на всех этапах закупочного процесса от планирования до контроля исполнения. Это уже не фантастика, а управленческая необходимость.
- Вы предложили запустить Национальный рейтинг «Ұлттық тірек - 50». Почему это важно сейчас?
- Сегодня в обществе усилилось негативное отношение к богатству. Успешный предприниматель воспринимается с подозрением. Мы хотим это изменить. Показать обществу, что бизнес — это не только доходы, но и инвестиции, рабочие места, налоги, благотворительность. Подобные рейтинги в мировой практике – это не только инструмент оценки, но и стимул для компаний к решению социальных и глобальных проблем.
- Многие предприниматели говорят, что государство слышит, но не слушает. Какова ваша позиция в этом диалоге?
- Для устойчивой реализации реформ нужна качественная обратная связь. Совет национальных инвесторов должен стать постоянной площадкой, а не эпизодическим форматом. Мы предлагаем перезапустить его работу: обновить состав, повестку, запустить открытый веб-ресурс и проводить заседания не реже двух раз в год.
Ассоциация инвесторов готова быть стратегическим партнером государства, а не просто «ассоциацией по интересам».
- Спасибо за интервью.

