В феврале 2025 года основатели британской DNA Payments Group Ариф Бабаев и Нурлан Жагипаров объявили о приобретении 75,1% акций австрийского банка card complete Service Bank AG. Эта компания является одним из лидеров австрийского рынка безналичных платежей и занимает значительную долю в перспективном сегменте бизнеса. В интервью Kapital.kz основатели рассказали о сделке, планах на будущее и сложностях, с которыми сталкивается DNA Payments Group, основанная в 2018 году. В 2021 году группа привлекла 100 млн фунтов стерлингов.
- Ариф, Нурлан, расскажите подробнее о сделке по покупке 75,1% акций card complete: как долго длились переговоры и сколько времени займет одобрение регуляторов?
Ариф Бабаев: С точки зрения банков, специализирующихся на платежных решениях, card complete — крупнейший в Австрии. У него около 35% доли в кредитных картах и более 20% в эквайринге. Компания не занимается открытием счетов физических лиц, кроме кредитных карт, и привлечением депозитов, хотя у нее есть банковская лицензия, позволяющая это делать. Банк изначально создавался как институт для внедрения продуктов безналичной экономики в Австрии.
Банк основан в 1985 году. Изначально его создали Bank Austria, который затем приобрел UniCredit (50,1%), а также Raiffeisen Bank International AG (25%). Еще 24,9% акций принадлежит трасту города Вены (AVZ Privatstiftung) — организации с более чем 200-летней историей. Это важно, так как даже если мы что-то сделали в Великобритании, выход в Европу — новый шаг для нас, и наличие там партнера, который помогает советами и опытом, очень важно.
В какой-то момент у UniCredit и Raiffeisen возникли разногласия по поводу развития card complete, особенно после того, как UniCredit купил Bank Austria. Стратегия развития компании была несколько неопределенной. Они несколько раз пытались продать card complete, но каждый раз не могли договориться между собой или с покупателями, хотя интерес был большой. Это типичная ситуация для больших бюрократических организаций.
Мы узнали о возможности сделки в 2020 году и пытались начать переговоры в 2021 году, но они не могли прийти к общему знаменателю. Формально переговоры начались в начале 2024 года. Первые полгода ушли на понимание структуры сделки. Самое сложное было сохранить эту структуру и актив, лицензии, чтобы купить весь актив, а не его части.
Следующие полгода заняли переговоры по сделке, которая была непростой, но интересной. К сожалению, мы не можем комментировать многие вещи из-за конфиденциальности. Мы ожидаем решение регулятора в этом году — это все, что могу сказать по срокам. Мы очень рады, для нас это огромный шаг в Европе. Это актив, который занимает крупную долю рынка в развитой стране и открывает возможность выхода на рынок Германии и других стран.
Нурлан Жагипаров: Это действительно сильный бренд в континентальной Европе, с ним хорошо знакомы. У card complete около 30 тыс. торговых точек в Австрии. Компания обслуживает технологичные компании и известных клиентов.
Ариф Бабаев: От IKEA до McDonald's, от австрийских авиалиний до аэропорта Вены и практически все лыжные курорты. Для Австрии это большое количество клиентов.
Нурлан Жагипаров: У компании есть огромный нереализованный потенциал, так как акционеры имели различное видение. Это привело к отставанию в инвестициях в технологии и отсутствию четкой стратегии развития. Это большая возможность для нас.
Ариф Бабаев: Причину отсутствия прямой стратегии нам тяжело комментировать, но акционеры были хорошими партнерами в переговорах. Мы рады, что смогли купить компанию в хорошем состоянии и с замечательным коллективом. Это важно, так как лидерство и быстрое принятие решений — ключевые факторы успеха. В Австрии иерархия условная, и сотрудники могут быстро донести свое мнение до руководства, что нас приятно удивило.
В Великобритании система больше зависит от того, как она выстроена. Мы все из постсоветской культуры и знаем, как принимаются решения. Бюрократия — это необходимость в крупных организациях, но умение открыто говорить, ставить проблемы и решать их — это искусство. Когда сотрудники могут высказывать свои идеи без бюрократических преград, это позволяет надеяться на быстрые изменения в компании.
- Расскажите об этом подробнее. Что именно вы планируете изменить в card complete?
Нурлан Жагипаров: Различное видение стратегии привело к тому, что компания начала проигрывать конкурентам в определенных направлениях. Мы видим возможность фундаментально улучшить стратегию развития компании и добавить продуктовую линейку. Сейчас мы успешно развиваемся в UK, где рынок очень конкурентный. Уровень толерантности к ошибкам высокий.
Нам приходится конкурировать с гигантами с миллиардными бюджетами. Мы надеемся добавить нашу экспертизу к развитию компании в Австрии, что даст возможность работать там и в соседних странах.
Ариф Бабаев: У card complete есть клиенты в Испании, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии и других странах. Основная клиентская база в Австрии. Следующий важный рынок для нас — Германия.
Нурлан Жагипаров: Получив разрешение регулятора работать в одной из стран ЕС, можно работать и в других странах. Это открывает нам двери по всему ЕС.
В card complete нужно делать много улучшений в IT-инфраструктуре. Компания развивалась на основе классических дата-центров. Мы хотим перейти на облачную стратегию, но будем обсуждать это с коллегами после получения полного контроля.
Ариф Бабаев: Совместные решения и обсуждения — это то, чего не хватает нашим компаниям. Отличие в том, как идет процесс изменений на Западе и у нас. Я говорю о молодых успешных организациях.
Нурлан Жагипаров: Мы надеемся, что можем многому научиться у card complete. Они работают с высококлассными корпоративными клиентами, и это выводит нас на определенный уровень. У них безупречный сервис. Это огромный бизнес, связанный с кредитными картами, и нам интересно, как он будет развиваться. Мы можем совместно улучшать процессы и обучаться.
- Расскажите о DNA Payments Group. Как вы принимаете решения по росту, стратегии и M&A?
Ариф Бабаев: Последние два года мы растем органически и ничего не покупали как DNA. EAVISTA, через которую мы приобретаем card complete, и DNA — это сочувствующие друг другу организации. Они связаны через меня и Нурлана.
Нурлан Жагипаров: Органический рост — самый качественный. Мы выбирали компании для покупки, исходя из того, чего у нас не было. Мы покупали компании с доступом к первоклассным клиентам и настроенным платежным шлюзом. Мы приобрели шведскую компанию с облачными кассовыми решениями и доработали продукт. Это позволило создать критическую массу клиентов.
Сейчас мы привлекаем клиентов с рынка и конкурируем с другими компаниями. В UK мы на 4-5 месте по приросту клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса. Наши амбиции — войти в тройку лидеров.
Ариф Бабаев: Люди верят в технологии, и 95% всех используемых нами технологий сделаны казахстанцами. Это одна из вещей, которой мы гордимся. Мы конкурируем с гигантами, у которых работают тысячи людей по всему миру. У нас есть сотрудники, которые уходят к конкурентам, и мы желаем им успехов. Это создает хорошую репутацию Казахстану. Это поддержка для казахстанцев, которые хотят работать за границей. Неопределенность настораживает, но быстро проходит.
Нурлан Жагипаров: Кроме корпоративных цепей нам было нечего терять.
Ариф Бабаев: Это был интересный путь. Если бы нам предложили что-то заманчивое, я бы отказался. Это потрясающие эмоции.
Нурлан Жагипаров: Когда туристы приезжают в Великобританию и делают платежи, они часто сталкиваются с нашими услугами. Мы присутствуем во многих сферах. Сейчас мы обслуживаем около 100 тыс. юридических лиц: предоставляем платежные сервисы, платежный шлюз и IT-инфраструктуру. Некоторые наши клиенты также наши конкуренты, так как используют наши решения как white label. У нас идет большая сделка с Transport for London.
Ариф Бабаев: Нет, наверное, ни одного туриста, который, приехав в Великобританию, не заплатил бы через нашу платформу. Это музеи, рестораны, футбольные матчи, фитнес-клубы, аренда транспорта, онлайн-покупки. Мы гордимся этой историей. У нас около 100 тыс. точек в UK, 11 млн физических лиц в месяц платят через нашу платформу. Мы сотрудничаем с компаниями, чьими услугами пользуются клиенты. Это огромные цифры.
Нурлан Жагипаров: И это только начало.
Ариф Бабаев: Да, мы еще не разогнались.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь на этом этапе развития DNA Payments Group?
Нурлан Жагипаров: Мы начинали как небольшая компания, работали с определенным сегментом клиентов. Сейчас мы конкурируем с гигантами, и уровень требований и технологической зрелости другой. Мы учимся, так как понимаем, что уровень толерантности к ошибкам здесь другой. Мы вышли в другую лигу. Важно, чтобы сервис соответствовал, была четкая документация и коммуникации. Есть много вещей, которые нужно улучшать.
Мы дошли до точки, которая позволяет расти дальше. Мы экспериментируем с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Например, в обслуживании клиентов каждый девятый запрос формируется через ИИ. Около 75% ответов, сгенерированных ИИ, имеют высокое качество.
Ариф Бабаев: В течение года мы надеемся удивить рынок внедрением ИИ в разных аспектах деятельности.
Нурлан Жагипаров: Конкурентам сложно внедрять ИИ, так как это большие компании. Мы обслуживаем более 11 млрд фунтов платежей в год. Есть потенциал для оптимизации и улучшения качества сервиса. У нас скромный бюджет для развития, мы не можем позволить миллиардные инвестиции.
Ариф Бабаев: Речь о миллиардах долларов, потому что конкуренты делают такие инвестиции. Еще одна сложность — сфокусироваться на нишевых точках в крупном секторе и найти выигрышные точки, которые позволят быстро забрать рыночную долю.
В UK есть культура успеха, которой стоит поучиться. Мы не умеем радоваться за успехи других — это советская привычка. Здесь уважение и желание помочь успешным начинаниям. Бизнес — это кровь экономики. У нас в UK работает около 400 человек, в Казахстане — около 65. С 2018 года инвестиции в дочернюю компанию в Казахстане составили 6-7 млрд тенге. До конца года планируем увеличить до 10 млрд тенге. Важно отдавать обратно. Мы не забываем о наших корнях и талантливых ребятах в Казахстане. Жаль, что у нас нет культуры успеха. Когда мы поменяем это в ментальности, стартаперам и бизнесменам будет легче. Это должно смениться поколение. Тогда будет веселее жить.
Самое главное послание — дерзайте. Мы гордимся нашей молодежью. Если у них получится, это обогатит Казахстан. Быть конкурентным за пределами страны — это признак успешности системы образования и качества человеческого капитала.

