Согласно прогнозам Allied Market Research, к 2032 году глобальный рынок вендинга достигнет 37,2 миллиарда долларов, при этом ежегодно увеличиваясь в среднем на 7,2%. Айдар Паржанов, основатель компании SET24, которая разработала технологию и CRM-систему для торговли без персонала, также предсказывает рост спроса на микромаркеты самообслуживания. «После пандемии COVID-19 покупатели стремятся минимизировать контакты с продавцами. Вероятно, потребность в микромаркетах будет только увеличиваться. Кроме того, на мировом рынке труда ощущается дефицит специалистов, и наша технология может помочь решить эту проблему», — отмечает он. В беседе с корреспондентом Kapital.kz стартапер поделился, сколько инвестиций нужно для запуска вендингового бизнеса и текущими трендами в рознице.
От корпоративного сектора к предпринимательству
Айдар Паржанов, получая образование в карагандинском университете по специальности «Переводческое дело», начал работать страховым агентом на третьем курсе. «Я хорошо справлялся с презентацией страховых продуктов и продажей полисов», — вспоминает он.
После окончания университета Айдар проработал в страховом секторе 10 лет. В 2017 году, обучаясь в AlmaU по программе MBA, он решил начать собственный бизнес, начав с покупки франшиз.
«Я приобрел франшизу сети лабораторий у одного из своих сокурсников по магистратуре, а в 2022 году — франшизу курьерской службы», — рассказывает он.
Одновременно он стал дистрибьютором сети вендинговых аппаратов. Эти устройства не были стандартными с монетоприемником, а представляли собой холодильное оборудование с возможностью оплаты через приложение — микромаркеты самообслуживания.
Айдар развил собственную сеть из 80 локаций в Алматы, но бизнес приносил убытки в течение двух лет.
«Основная проблема заключалась в том, что покупатели не хотели скачивать дополнительные приложения для единоразовой покупки, регистрироваться и добавлять данные карты. Это было неудобно. Мы не смогли изменить их привычки, и я был вынужден выйти из проекта», — делится он.
Оцифровка микромаркетов
В апреле 2023 года Айдар и его команда решили модернизировать сеть микромаркетов самообслуживания и сделать процесс оплаты более удобным для покупателей. Они также поставили цель повысить доходность каждого устройства и сделать бизнес прибыльным. Вместе с братом Раимбеком Искендировым и программистом Тимуром Нигметовым Айдар разработал собственную CRM-систему управления микромаркетами.
«С нашей CRM-системой предприниматели могут контролировать все бизнес-процессы: управлять оборудованием онлайн, формировать аналитические и статистические отчеты по продажам, управлять ассортиментом и остатками товаров. Через личный кабинет предприниматель, установивший нашу систему на своем оборудовании, может управлять ею из любого места. Эта опция особенно важна для мелкой розницы. Автоматически рассчитывается маржинальность, рентабельность и окупаемость микромаркетов. Через личный кабинет можно изменить цены на продукцию, просмотреть видеозаписи с камер и так далее», — объясняет Айдар.
Предприниматель также может отслеживать действия курьера, загружающего продукцию на полки микромаркета. «Курьер через одноразовый пароль в панели аппарата просматривает накладную на товары и загружает продукцию в соответствии с ней. Как только он открывает микромаркет и начинает размещать товар, начинается видеозапись», — объясняет он.
В мире существуют технологии, позволяющие определять по весу, какой товар был взят с полки, но такие решения слишком дороги для казахстанского рынка, отмечает он.
«Мы предлагаем микромаркеты с интегрированной системой управления. В них уже встроены мини-камеры, фиксирующие каждую покупку. Дверь открывается только после транзакции, оставляя цифровой след покупателя. Камера фиксирует не только товар, но и лицо покупателя. Каждой покупке присваивается уникальный идентификатор, и каждое видео сохраняется в панели управления. Мы предупреждаем покупателей об ответственности за кражу и видеонаблюдении на каждом этапе покупки. Наши аппараты устанавливаются в безопасных местах — в помещениях с охраной», — рассказывает он.
В отличие от стандартных вендинговых аппаратов, оплата в микромаркетах производится с помощью карты или QR-кода одного из банков. «Для покупки не нужно скачивать стороннее приложение, достаточно открыть QR-код в банковском приложении и считать его через камеру смартфона», — уточняет Айдар.
Необходимые инвестиции
На разработку программного обеспечения и создание умного микромаркета команде потребовалось полгода и около 100 тысяч долларов инвестиций.
Первый микромаркет был запущен в октябре 2023 года. В настоящее время в Казахстане функционирует 150 таких устройств.
В январе 2024 года компания стала резидентом Astana Hub и вошла в акселерационную программу Startup Garage, получив грант Seed Money на сумму около 10 миллионов тенге на развитие проекта. Привлеченные средства были направлены на формирование команды и техническое оснащение.
«В нашей команде, помимо партнеров по проекту, всего пять специалистов: два разработчика и три инженера. Мы также периодически привлекаем веб-дизайнеров, маркетологов, SMM-специалистов и видеографов. Около 20% нашего бюджета на оплату труда приходится на аутсорсинг», — подчеркивает Айдар.
Монетизация бизнеса
Команда реализует микромаркеты через две бизнес-модели: прямую продажу предпринимателям и франшизу. Для франшизы доступны два пакета с входным барьером от 5,5 до 10 миллионов тенге, а также ежемесячная абонентская плата за использование программного обеспечения — 3% от выручки. Стоимость каждого устройства составляет 1,1 миллиона тенге.
На данный момент реализовано 150 микромаркетов, из которых около 50 по франшизе. Они установлены в четырех городах Казахстана: Астане, Алматы, Атырау и Караганде. «В основном наши устройства размещены в бизнес-центрах, вузах, медицинских центрах, ЦОНах и кондитерских», — подчеркивает Айдар.
Пока команда не окупила свои инвестиции, но уже менее чем за год работы покрывает затраты за счет продаж. «У нас амбициозная цель — в 2024 году вернуть первоначальные инвестиции. Наша глобальная цель на два года — подключить тысячу устройств. Мы считаем это вполне реальным. Казахстанский рынок имеет огромный потенциал для развития микромаркетов. По нашим оценкам, только в Алматы можно установить наши устройства в 2000 локаций. Годовой оборот продаж через микромаркеты составит 10 миллиардов тенге. Чтобы понять порядок цифр по Казахстану, стоит учесть, что на Алматы приходится 60% всего рынка», — отмечает он.
Хлебные шкафы, NFC, экспансия
Вскоре команда планирует запустить новый продукт — «умный» шкаф для продажи хлеба, поддерживающий определенную температуру и влажность для длительного хранения. Такие шкафы могут быть размещены в жилых комплексах.
«У нас уже есть заказы на шкафы для пекарен, которые планируют масштабировать бизнес. Предположительно, одно устройство будет стоить 1,8 миллиона тенге. Предприниматели смогут управлять аппаратами через личный кабинет, как и в случае с микромаркетами, и продавать любой товар — от тортов до выпечки», — отмечает он.
Для покупки продуктов через микромаркеты планируется внедрить бесконтактную NFC-оплату. «Сейчас у нас нет такой опции, но компания намерена запустить её в ближайшие два месяца», — подчеркивает предприниматель.
Айдар отмечает, что запросы на покупку решений для микромаркетов поступали из Европы, США и Гонконга. По его мнению, именно там магазины без кассиров будут появляться чаще.
«Запросы поступали из стран с высокой арендой торговых площадей и стоимостью трудовых ресурсов. Наше решение может снизить такие расходы. Например, мы предполагаем, что наши технологии будут востребованы в Саудовской Аравии, где практически нет краж и много хороших локаций для размещения точек продаж, также там высокий процент оплаты картами», — говорит он.
Он уверен, что микромаркеты самообслуживания не заменят обычные магазины у дома, но сделают покупки более удобными. «Мы планируем интегрировать наши микромаркеты с кассами магазинов, чтобы сократить или убрать очереди. Уже тестируем это решение в одном из сетевых магазинов. Подобный опыт можно применить в кинотеатрах, на заправках и даже в аптеках для продажи товаров гигиены», — заключает он.

