Вход

Почему казахстанцы запустили бизнес по организации виртуальных концертов

30 января 2024 09:30

Сооснователь AVACON Нурсултан Есмаханов поделился своим опытом в сфере инвестиций, уникальностью проекта и трудностями, с которыми сталкиваются стартапы в креативной индустрии Казахстана

Фото: Руслан Пряников

Эксперты рынка отмечают, что индустрия виртуальной реальности активно развивается после пандемии коронавируса. В интервью с корреспондентом Kapital.kz, CEO стартапа AVACON, занимающегося организацией виртуальных концертов, Нурсултан Есмаханов рассказал об инвестициях, развитии креативной индустрии и сложностях, с которыми сталкиваются участники рынка. Также он упомянул о переговорах с артистами для проведения виртуальных концертов.

- Нурсултан, вы более десяти лет занимаетесь организацией мероприятий. Почему вы выбрали именно концерты и технологии виртуальной реальности?

- С юных лет я увлекался организацией различных мероприятий. Учился в Китае и Малайзии, где мы проводили Kazakh Party и даже приглашали артистов. После возвращения в Казахстан работал на Astana Expo и занимался организацией мероприятий. Затем в Алматы мы проводили форумы и концерты известных артистов. В 2018 году я задумался о том, как сделать мероприятия более доступными для людей с особыми потребностями, и начал изучать рынок виртуальной реальности.

Пандемия 2020 года изменила многое. Если в 2018 году HTC и Samsung только начинали развивать технологии виртуальной реальности, то к 2020 году рынок значительно вырос. Появились новые технологии, специалисты, и крупные компании начали делиться своим опытом. На тот момент у меня уже было понимание, как реализовать проект, и я начал искать специалистов.

С 2021 года мы начали привлекать специалистов из компании Wargaming и изучать опыт коллег из России. В августе 2022 года мы основали компанию и сейчас выходим на международный рынок.

- Как вы оцениваете развитие креативной индустрии в Казахстане?

- У нас много талантов: Димаш Кудайберген, Imanbek, Jah Khalib. Однако, несмотря на поддержку государства и частных фондов, специалисты, которые должны поддерживать проекты, часто некомпетентны. Многим не хватает навыков для написания бизнес-планов и другой документации, что затрудняет получение поддержки.

Казахстанские инвесторы часто видят только риски, в то время как в США помогают находить их решения. Это одна из причин, почему США более развиты в плане кино и разработки игр.

- На какой стадии находится ваш проект и сколько времени ушло на разработку MVP?

- Как первопроходцы, мы потратили пять месяцев на разработку демоверсии. Мы уже получили предложения о сотрудничестве на зарубежных рынках, таких как MENA.

- Сколько времени занимает организация одного виртуального концерта?

- На согласование с лейблом и артистом может уйти два-три месяца. Весь процесс от концепции до реализации занимает до года.

- Как работает система виртуального киноконцерта?

- Мы следуем концепции трех кликов: регистрация в приложении AVACON, оплата и доступ к контенту. Можно выбрать формат 2D, 360 градусов или VR-очки для просмотра.

- Какие артисты уже участвовали в ваших виртуальных концертах и с кем ведутся переговоры?

- В 2021 году мы провели концерт Мустафы Сандала на Алаколе. Сейчас ведем переговоры с такими артистами, как Limba, Наzима и Димаш Кудайберген.

- Каков объем первоначальных инвестиций в проект?

- Первоначально мы вложили собственные средства в размере 25 млн тенге. Позже мой кофаундер привлек еще 15 млн тенге частных инвестиций.

- Участвовали ли вы в программах инкубации или акселерации?

- Мы участвовали в инкубационной программе при университете «Туран» и планируем пройти акселерацию в Astana Hub и в Дубае.

- Какова ваша бизнес-модель?

- Мы продаем билеты на виртуальные концерты. Пока чистой прибыли нет, но потенциал рынка СНГ и международных рынков значителен.

- Сколько человек в вашей команде?

- В нашей команде десять человек, включая разработчиков и модельеров.

- Кто ваши основные конкуренты и в чем ваше преимущество?

- Наше преимущество в видении и наличии необходимых ресурсов для реализации проекта. На рынке СНГ мы практически единственные, кто предоставляет такие услуги.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь?

- Основные сложности связаны с небольшим штатом и техническими проблемами, такими как перегрев оборудования.

- Какие продукты или услуги вы планируете запустить в будущем?

- Мы планируем открыть школу в Казахстане для обучения по нашей методологии и развивать направления gamedev и контент для YouTube.

- Благоприятны ли условия в Казахстане для стартапов?

- Условия есть, но стартаперам стоит объединяться и иметь в команде юриста, программиста и хорошего продавца.

Источник