Эксперты из инвестиционного банка Teniz Capital Investment Banking опубликовали аналитический отчет о возможной продаже доли АО «Казахтелеком» в АО «Kcell» в контексте демонополизации телекоммуникационного рынка Казахстана.
Предыстория
Правительство Казахстана поручило «Казахтелекому» и ФНБ «Самрук-Казына» рассмотреть возможность продажи одного из мобильных операторов, входящих в группу национального оператора. В состав группы входят «Kcell» с брендами Kcell и Activ, а также ТОО «Мобайл Телеком Сервис» с брендами Tele2 и Altel. Акционерами «Kcell», помимо «Казахтелекома» (51%), являются Галымжан Есенов с долей 14,87%, Jusan Bank с долей 9,08% и Единый накопительный пенсионный фонд (7,06%). Аналитики отмечают, что «Казахтелеком» занимает более 80% рынка фиксированной связи и более 60% рынка мобильной связи. В июле прошлого года правительство предложило продажу одного из операторов как способ демонополизации, с «Kcell» в роли вероятного кандидата.
Мнение аналитиков
Эксперты Teniz Capital, однако, считают, что продажа Kcell маловероятна из-за ряда факторов.
Во-первых, сложная структура акционеров, включающая Jusan Bank и его владельца Галымжана Есенова, владеющих в совокупности 23,95% акций, а также структуры, предположительно связанные с Тимуром Турловым, усложняют переговоры. Оба крупных миноритария имеют интересы в интеграции оператора в свои экосистемы, что может затруднить переговоры. Галымжан Есенов связан с Jusan Bank, а Тимур Турлов с Freedom Bank.
Во-вторых, наличие акций в свободном обращении потребует премии к выкупу, что может повлиять на стоимость сделки.
Кроме того, реальная стоимость сделки может значительно отличаться от рыночной цены Kcell. Скромные финансовые показатели компании по сравнению с иностранными операторами также снижают интерес инвесторов. Например, предполагаемый покупатель, катарская компания Ooredoo QSC, может не увидеть операционной выгоды от покупки контрольного пакета акций Kcell и предпочесть выкуп миноритарной доли.
Появление нового игрока, такого как Freedom Telecom, может сделать сделку менее привлекательной из-за возможного снижения цен на рынке.

