В прошлом году оборот казахстанского рынка такси, по оценкам BusinesStat, достиг 303 миллионов долларов, что эквивалентно 138,4 миллиардам тенге. Число водителей в стране возросло до 700-800 тысяч человек. На данный момент Яндекс Go занимает лидирующую позицию на отечественном рынке. Однако, согласно опросам, проведенным Qazaq Taxi, 80% населения готовы поддержать отечественный продукт и перейти на него. В интервью с корреспондентом Kapital.kz сооснователь и генеральный директор Qazaq Taxi Талгат Джандосов рассказал об инвестициях, рыночных трудностях и разработке новых функций сервиса.
- Талгат, можете рассказать краткую историю создания вашего бизнеса? Как и когда возникла идея его создания, и когда он был запущен?
- Идея принадлежит моему другу, который стал моим партнером. У него было две машины эконом- и комфорт-класса, на которых он сам работал таксистом несколько месяцев. Он изучал систему изнутри, общался с пассажирами и другими водителями, собирая информацию. Я имею опыт в IT-сфере, особенно в разработке программных продуктов. Летом прошлого года он предложил мне создать такой сервис.
Мы зарегистрировали компанию в декабре прошлого года. В январе 2023 года началась активная разработка приложения. Мы планировали запуск на апрель, но в последний момент решили заменить карты Google на 2GIS, так как обнаружили отсутствие множества адресов на Google-картах. Переход на 2GIS занял около полутора месяцев, и потребовалось время на тестирование.
Мы запустили сервис в начале августа этого года. Изначально планировалось постепенное расширение: сначала в Алматы, затем в Шымкент и Астану. Однако, из-за сдвига сроков и обращения таксопарков из регионов, мы решили развиваться параллельно во всех городах.
- Я правильно понимаю, что сервис уже работает в 20 городах Казахстана? Планируете ли вы выходить на зарубежный рынок?
- Да, верно. На сегодняшний день у нас зарегистрировано около 18 тысяч пассажиров и около 1800 водителей. Большая часть водителей находится в Алматы – около 1000 человек. В Шымкенте за две недели зарегистрировалось более 200 водителей. Недавно мы начали работать в Талдыкоргане.
Владельцы таксопарков из разных регионов предлагают нам открывать представительства. Мы заключаем с ними агентские договоры, они набирают водителей и продвигают наш сервис в своих регионах. Ежедневно регистрируются 40-50 новых пользователей. Пока мы планируем расширяться в Казахстане, но в будущем, возможно, выйдем на зарубежный рынок.
- Чем ваш сервис отличается от конкурентов и как вы планируете конкурировать с ними?
- Наша концепция не в том, чтобы конкурировать и отнимать чью-то долю рынка. Мы стремимся создать конкурентоспособный отечественный продукт с доступными ценами для пассажиров и достойной оплатой для водителей. Мы хотим занять свою нишу, ведь на рынке могут сосуществовать разные игроки. Кто-то предпочитает InDrive или Яндекс, а кому-то понравится наш сервис. Мы не хотим тратить ресурсы на борьбу с конкурентами.
Наше основное отличие – это отечественное происхождение Qazaq Taxi. У нас снижена комиссия для водителей благодаря собственной экономике. Казахстанские программисты работают в компании, и нам не нужно платить отчисления за границу. Водители могут получать такую же прибыль, как и в других сервисах, даже при сниженной цене для пассажиров. Например, если Яндекс берет 21-27% комиссии, то у нас она составляет 10%. За счет этого пассажиры платят меньше, а водители получают ту же прибыль.
- Получается, Qazaq Taxi выгоднее только для пассажиров?
- Водители часто жалуются, что в других сервисах их мнение не учитывается. Например, если пассажир не прав, то наказывают водителя. Это вызывает недовольство и забастовки. Мы стараемся учитывать такие моменты, и водители чувствуют нашу поддержку.
- В Казахстане были аналогичные проекты, которые закрылись. Какие ошибки, по вашему мнению, они допустили?
- Причин может быть много. Самая распространенная – недостаток финансирования. Возможно, рынок был оценен неверно или что-то изменилось. Основатели могли перегореть или разругаться. На начальном этапе кажется, что все просто, но это не так. Нельзя дать однозначный ответ.
На рынке есть региональные сервисы, которые давно закрепились, и их трудно вытеснить. Пассажиры привыкли вызывать такси по телефону, и это быстрее, чем разбираться в приложении.
- Расскажите о финансовой стороне проекта. Какой объем инвестиций был привлечен?
- У нас четыре соучредителя. Основной партнер финансирует проект из собственных средств – уже выделено около 70-80 миллионов тенге. Нам нужно много инвестировать в рекламу, по предварительным расчетам – от 15 миллионов тенге и выше. Пока о компании мало кто знает.
- Как измеряются объемы услуг и каких показателей вы ожидаете?
- Объемы услуг измеряются в количестве поездок. В день поступает около 30-40 заказов, из которых выполняется только 5-8. Это связано с тем, что водители работают с другими сервисами в часы пик, а пассажиры заходят в наше приложение. Процент завершенных поездок небольшой, но иногда достигает 30-40%.
С момента запуска было завершено около 500 поездок, средний чек составил 1500 тенге. Активные регионы – Шымкент, Алматы, Астана и запад Казахстана. В Талдыкоргане высокий процент завершенных поездок, хотя зарегистрировано всего 30 пассажиров и 5-8 водителей.
Наша цель – увеличить количество завершенных поездок до 2000 в день до конца года. Средний чек, вероятно, не изменится.
- В какое время суток и день недели сервис наиболее востребован?
- Чаще всего такси заказывают днем. Повышенного спроса в определенный день недели не наблюдается.
- У вас есть чистая прибыль? Какой уровень рентабельности вы планируете?
- Чистой прибыли пока нет. Мы выйдем в плюс, когда будем выполнять 2000 поездок в день. Тогда покроем затраты и начнем получать прибыль. Цель по марже чистой прибыли – 50% и выше.
- Сколько человек в вашей команде?
- У нас 19 человек: 7 диспетчеров, 8 разработчиков, менеджер проекта, менеджер по продукту, маркетолог и директор (Талгат Джандосов).
- С какими трудностями вы сталкиваетесь?
- Мы думали, что сразу начнем сотрудничать с таксопарками. Но они сообщили, что, помимо зарплаты водителей, нужно оплачивать лизинг. Более 90% автомобилей таксопарков приобретаются в лизинг. Мы пока не можем обеспечить такие условия.
Когда появляется новый игрок, существующие сервисы могут снизить комиссию, чтобы уменьшить стоимость поездки для пассажиров. Это выгодно для пассажиров, но выдавливает новых игроков с рынка.
- Какие результаты вы достигли на сегодняшний день?
- У нас есть приложение для заказа такси по тарифам эконом, комфорт, бизнес и бизнес-плюс. Мы работаем над подключением функции оплаты банковской картой. Также планируем запустить междугородние перевозки и услугу доставки – от пеших до крупногабаритных грузов.
- Получаете ли вы поддержку от государства?
- Пока нет, но планируем зарегистрироваться в Astana Hub, чтобы получать привилегии, включая налоговые льготы.
- Благоприятные ли условия в Казахстане для развития бизнеса?
- В последнее время возможности для развития бизнеса увеличились. Президент поддерживает развитие IT-сферы. Главное – двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом.

