Многие крупные западные бренды заявили о приостановке своей деятельности в России. Однако их продукция по-прежнему доступна на прилавках. Даже компании, временно прекратившие работу, продолжают выплачивать зарплаты сотрудникам и оплачивать аренду. Эксперты отмечают, что корпорации не хотят терять лояльность покупателей в США и Европе, которые могут бойкотировать их за "поддержку России", но готовы возобновить инвестиции, как только изменится информационная повестка.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что, несмотря на заявления, ни одна западная компания не объявила о полном уходе из России. "На сегодняшний день такие решения от торговых предприятий нам неизвестны. Есть компании, которые приостановили деятельность по разным причинам", — отметил он.
Эксперты считают, что никто не хочет терять рынок, поэтому основная стратегия — переждать.
"Компании, работающие в массовом сегменте потребительских товаров, стараются переждать и затем вернуться с минимальными потерями. Они продолжают платить зарплату (хотя и пониженную) и не отказываются от аренды офисов", — поясняет RT заместитель председателя комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты Илья Сёмин.
Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров России Вадим Ковалёв отмечает, что на первый план выходят специалисты по санкционному комплаенсу — работе с рисками, связанными с санкциями.
"Это целое искусство — обходить нормы и требования, выдвигаемые правительствами определённых стран. Западные компании всё равно сохранят своё присутствие. Они пробьются, как зелёные ростки сквозь асфальт. Пока все до последнего оттягивают принятие решений, которые будут необратимыми", — рассказывает Ковалёв.
Вопросы логистики
Крупные корпорации, такие как PepsiCo, Inc., Procter & Gamble, Unilever, Nestle и другие, сохраняют своё присутствие в России. Несмотря на критику, международные компании продолжают деятельность, ограничиваясь символическими мерами.
По данным Bloomberg, Nestle убирает с рынка бренды KitKat и Nesquik, однако производство и продажа остальной продукции продолжаются. У компании в России семь заводов и около 7 тыс. сотрудников. 90% продукции производится в России и предназначена для обеспечения россиян необходимыми товарами по умеренным ценам.
PepsiCo заявила, что прекратит продажу напитков Pepsi и 7Up, но продолжит торговлю молоком, сыром, детским питанием и чипсами. Как сообщает The Wall Street Journal, на прошлой неделе PepsiCo отправила в Россию 2 тыс. т картофельных семян.
"Мы не можем забывать о гуманитарном аспекте нашего бизнеса. Мы должны продолжать поставлять в Россию необходимые продукты, такие как молоко", — цитируют журналисты слова исполнительного директора PepsiCo, Inc. Рамона Лагуарты. Он также добавил, что компания должна заботиться о 20 тыс. российских сотрудников и 40 тыс. фермеров, поставляющих молоко и картофель.
Unilever также заявила, что продолжит производить и продавать самые необходимые продукты и косметику. Среди известных брендов компании — кетчупы Calve и "Балтимор", мороженое "Инмарко", косметика "Чистая линия", "Лесной бальзам", чай "Беседа" и Lipton.
Procter & Gamble сохраняет производство, но отказалась комментировать, какие бренды планирует оставить, а Gillette, чьи бритвы занимают 75% российского рынка, продолжает работу.
Производители лекарств и медицинских товаров также заявили о продолжении работы в России по этическим соображениям. Дмитрий Погребинский, генеральный директор ЦВ "Протек", подтвердил, что зарубежные компании не собираются уходить с российского рынка, решая вопросы логистики.
Burger King не смог закрыться
Лицо общепита мало изменилось. Большинство крупных сетей продолжают работу по системе франчайзинга. Президент Restaurant Brands International Дэвид Шир заявил, что не смог убедить местных франчайзи отказаться от бренда Burger King.
Он пояснил, что 15 лет назад сеть запускали с тремя партнёрами: ресторатором Александром Колобовым, ВТБ Капитал и украинской финансовой группой ICU. Без их согласия Restaurant Brands International, владеющий 15% акций, не может остановить работу сети. Вместо этого компания планирует продать свою долю.
Слухи о закрытии пиццерий Papa John’s также не подтвердились. Основатель российской сети Кристофер Уинн заявил, что все пиццерии продолжают работу, несмотря на заявление материнской компании в США.
DP Eurasia, мастер-франчайзи Domino’s Pizza в Турции, России, Азербайджане и Грузии, также опровергла слухи о закрытии. Все 188 точек в России продолжают работу в обычном режиме.
Ковалёв поясняет, что работа с франчайзи и смена юридических лиц — одна из технологий санкционного комплаенса. Полный разрыв приведёт к деградации бизнеса, поэтому его избегают. Компании стараются сохранить западных клиентов и не терять связи с российским рынком.
Схожая ситуация и в ретейле. "Зарубежные бренды заявляют о приостановке деятельности и временно закрывают магазины, но не покидают рынок и не освобождают площади", — сообщила RT Полина Жилкина, руководитель департамента торговой недвижимости JLL.
Собственники торговых центров и арендаторы ведут переговоры и стараются добиться взаимных уступок, как это было в период пандемии.
"Иностранные компании подвергаются давлению на западных рынках, которые для них являются основными. Там развита культура отмены, возможен серьёзный бойкот брендов. Они должны демонстрировать согласие с общей повесткой, чтобы сохранить клиентов", — говорит Вадим Ковалёв.
По его мнению, как только повестка сменится, активность западного капитала возрастёт.
"Бизнесмены — миролюбивые люди. Они всегда верят в лучшее, заинтересованы в торговле и получении прибыли. Как только появятся благоприятные сигналы, бизнес первым начнёт восстанавливаться", — считает эксперт.
Илья Сёмин отмечает, что освобождающуюся нишу готовы занять игроки из регионов, где работа в России не бьёт по репутации.
"Инвесторы из Китая, Турции, Латинской Америки проявляют большой интерес к российскому рынку. Они видят шанс быстро занять освободившийся рынок. Обычно на закрепление на таком большом рынке нужны годы, а теперь это можно сделать за несколько месяцев", — отметил он.
Полина Жилкина признала, что турецкие ретейлеры проявляют серьёзный интерес к подбору площадей и смотрят на российский рынок с большим энтузиазмом, чем многие локальные сети.
Павел Чернышов

