Казахстанская компания «Астана Моторс» получила разрешение на производство автомобилей Chery, Haval и Changan на строящемся мультибрендовом заводе в Алматы. Производство стартует в 2025 году. Технико-лицензионные соглашения были подписаны в ходе визита президента Касым-Жомарта Токаева в Китай, во время круглого стола с представителями деловых кругов КНР в Сиане.
Со стороны Казахстана соглашение подписал основатель «Астана Моторс» Нурлан Смагулов, а со стороны Китая – вице-президент Chery International Жу Шаодон (Zhu Shaodong), вице-президент Great Wall Motors Чжан Цзюньсюэ (Zhang Junxue) и генеральный директор Changan International Corporation Сон Шуан (Song Shuang).
Данное соглашение предоставляет «Астана Моторс» право на мелкоузловое производство автомобилей этих брендов.
Президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с бизнес-сообществом двух стран отметил значимость индустриальных проектов в Казахстане, подчеркивая, что Китай является надежным партнером в этой области.
«В последние годы популярность китайских автомобилей в Казахстане значительно возросла, они входят в число самых продаваемых. Наше сотрудничество в этой сфере выходит на новый уровень. В Казахстане запускается мелкоузловая сборка китайских автомобилей. Сегодня компаниями двух стран будут подписаны соответствующие документы», – заявил президент Казахстана на открытии круглого стола.
Вице-президент Great Wall Motors Чжан Цзюньсюэ отметил, что казахстанские государственные органы поддерживают местных производителей для стимулирования отрасли.
«Впервые в мире на одном заводе будут производиться автомобили трех ведущих китайских автопроизводителей. Это уникальное событие, аналогов которому нет в мире. Хотелось бы отметить важность государственной поддержки в развитии промышленности. Благодаря такой поддержке автопром Китая добился успеха на мировом рынке. Мы считаем, что необходимо поддерживать производителей, взявших на себя обязательства по освоению мелкоузлового производства. Как крупнейшие автопроизводители Китая, мы понимаем, что крупноузловая сборка не приведет страну к настоящему автопрому. Поэтому мы приветствуем уверенные шаги «Астана Моторс» в развитии автомобильной индустрии Казахстана», – сказал Чжан Цзюньсюэ.
Казахстанский бизнесмен Нурлан Смагулов назвал подписание историческим событием для страны.
«Наша компания считает, что настало время для эволюции и изменения требований к автопроизводству. Мы первыми, вместе с Chery, Changan и Great Wall Motors с брендом Haval, провели переговоры и договорились о 100% мелкоузловом производстве, включающем сварку и окраску. В дальнейшем, при объеме производства 90 000 автомобилей в год, это позволит перейти к штамповке кузовных панелей и производству автокомпонентов на территории Казахстана с локализацией не менее 50%. Всё это позволит нам увеличить экспорт – более 60% автомобилей, произведенных на мультибрендовом заводе, будут поставляться в страны СНГ», – заявил Нурлан Смагулов.
Автобренды, с которыми подписаны соглашения, являются серьезными игроками на китайском рынке. Согласно данным China Association of Automobile Manufacturers (CAAM), по итогам 2022 года многолетний лидер китайского рынка Changan занял вторую строчку, Chery – шестую, следом идет Haval.
Китай продолжает экспансию на мировые рынки. По итогам первого квартала 2023 года китайский автопром вышел на первое место в мире по экспорту автомобилей (1,069 млн авто), обогнав Японию (1,047 млн). Chery занимает второе место среди китайских экспортеров, Changan – четвертое, на шестом – Great Wall Motor, куда входит бренд Haval.
Глобальная цель «Астана Моторс» – не только удовлетворить спрос на новые автомобили, но и создать в Индустриальной зоне Алматы технопарк, сформировать кластер для малого и среднего бизнеса, который будет производить компоненты и поставлять их на линии завода Hyundai и будущего мультибрендового завода. В настоящее время компания ведет переговоры с потенциальными партнерами завода как за рубежом, так и ищет их среди предприятий малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Напомним, что в сентябре 2022 года «Астана Моторс» подписала меморандумы с китайскими автомобильными концернами, что позволило приступить к реализации проекта. В ноябре глава государства дал старт строительству мультибрендового завода в Алматы.
Строительство завода на площади 300 000 квадратных метров идет полным ходом с соблюдением всех стандартов лидеров автопрома Китая. На данном этапе ведутся строительно-монтажные работы с использованием 160 единиц техники.
Площадь производства составит 150 000 квадратных метров. Общая стоимость проекта – 115 млрд тенге.
На мультибрендовом заводе создадут 2600 рабочих мест. Основной костяк коллектива – специалисты инженерно-технических профессий, которые будут перенимать опыт ведущих автоконцернов и развивать технологии в Казахстане.
Строительство мультибрендового завода в Алматы планируют завершить в IV квартале 2024 года. В I квартале 2025 года начнется запуск пилотного производства автомобилей.

