Вход

Наступила эпоха арендодателей - эксперт

06 апреля 2023 15:49

Андрей Гордиенко отмечает, что в некоторых городах Казахстана спрос на качественные торговые площади может в среднем превышать предложение в 2,5 раза

Фото: Руслан Пряников

В Казахстане наблюдается дефицит качественных торговых площадей, что создает благоприятные условия для арендодателей в плане требований к арендаторам. Об этом на форуме Business Retail Kazakhstan в Алматы заявил эксперт в области недвижимости Андрей Гордиенко, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«В период девальвации и начала пандемии арендаторы могли рассчитывать на более выгодные условия аренды. Сейчас же в торговых центрах формируются листы ожидания, и на одну локацию может претендовать до трех арендаторов... В настоящее время спрос на качественные торговые площади в Казахстане в среднем в 2,5 раза превышает предложение», - отметил Андрей Гордиенко.

Он привел данные Index GLA, отражающие площадь качественных торговых площадей на 1 тыс. жителей города или региона. Лидирует Астана с индексом 570 квадратных метров, затем идут Актау (560) и Алматы (440). Далее следуют Усть-Каменогорск с индексом 412, Караганда – 368 и Кызылорда – 270. «Хотя индекс в столице не достигает международного стандарта, он самый высокий в Казахстане, что способствует более быстрому развитию розничного рынка», - подчеркнул эксперт.

Алматы остается одним из самых привлекательных городов для розничных сетей. «В мегаполисе можно разместить еще один городской торговый центр и до пяти районных, несмотря на открытие одного ТРЦ на Кульджинском тракте в этом году», - добавил Андрей Гордиенко.

Эксперт также сравнил объем рынка торговой недвижимости за последние 23 года. «В начале 2000-х рынок ТРЦ в Алматы только начинал развиваться. Тогда 100% розничного оборота приходилось на рынки. Сейчас, несмотря на двукратный рост розничного рынка, качественных торговых площадей все еще недостаточно. Около 60% розничного оборота по-прежнему приходится на базары и рынки», - пояснил Андрей Гордиенко.

На форуме эксперт объяснил, что ТРЦ выбирают арендаторов по нескольким критериям, отдавая предпочтение брендам, которые могут стать сетью.

«Арендаторы должны обеспечивать высокий товарооборот, обновление коллекций и интересное оформление витрин. В 2022-2023 годах из-за мировой ситуации наблюдались перебои с поставками одежды и других товаров, что создавало трудности для локальных сетей. Чтобы избежать этого, арендаторам стоит привлекать байеров для своевременного обновления коллекций. Также старайтесь избегать скидок в такие периоды – это может быть опасно», - отметил Андрей Гордиенко.

Оформление витрин также важно. «Некоторые ретейлеры считают, что могут просто скопировать витрины, как у ZARA, без собственных идей. Однако покупатели сейчас требуют визуального подхода. В некоторых странах витрины могут быть очень эффектными. Не стоит бояться дорогого оформления, разместите манекены с указанием цен, чтобы показать, что магазин не премиум-класса», - напомнил эксперт.

Арендаторы также предъявляют требования к ТРЦ. Андрей Гордиенко выделил основные из них: «Локация. Желательно, чтобы ТРЦ находился в густонаселенном районе с населением не менее 30 тыс. человек в радиусе 1,5 км от центра. Важна и площадь здания», - подчеркнул Андрей Гордиенко.

Источник