Согласно Концепции развития топливно-энергетического комплекса, изменения в налоговом законодательстве планируются к 2024 году. Однако обсуждать эти изменения необходимо уже сейчас, отмечают в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», так как внедрение инновационных технологий добычи требует существенных инвестиций, сообщает пресс-служба палаты.
В НПП напомнили, что 1 февраля 2023 года на заседании Министерства энергетики первый заместитель премьер-министра Роман Скляр подчеркнул важность поддержки старых нефтегазовых месторождений и продления их жизненного цикла. Однако обязательным условием для недропользователей должно стать реинвестирование в производство и внедрение новых технологий добычи.
«При обсуждении встречных обязательств следует учитывать специфику рынка. Поставки нефти зрелыми месторождениями на экспорт сокращаются, тогда как увеличивается доля внутреннего рынка, что ведет к потере предпринимателями дополнительной выручки от цен на нефть на региональных и мировых рынках. У предпринимателей отсутствует взаимодействие с научными учреждениями в части прикладных решений по повышению нефтеотдачи и интенсификации добычи», – пояснил управляющий директор департамента базовых отраслей НПП Динмухамед Кудайбергенов.
Кроме того, отсутствуют фискальные стимулы для разработки месторождений на поздних стадиях. Также изменения в экологическом законодательстве и несовершенство процедур регулируемых закупок увеличивают сроки и делают порядок внедрения и реализации опытно-промысловых работ непрозрачным.
По данным НПП, в Казахстане на сегодняшний день разрабатывается 295 месторождений 104 нефтегазодобывающими организациями, при этом более 60% общей добычи углеводородов приходится на три крупных месторождения – Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, эксплуатируемые тремя НГДО. Около 40% нефти добывается с месторождений на поздних стадиях разработки.
«Сказать, что нет мер поддержки для месторождений с низкой рентабельностью, высоковязкой и высокообводненной нефтью, нельзя. В Казахстане предусмотрены льготные ставки для таких месторождений. Однако необходимо внедрение системных мер и инструментов для их развития, включая истощающиеся месторождения», – отметил эксперт.
Постановлением правительства от 28 июня 2014 года № 724 утверждена «Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года», содержащая примеры стимулирования разработки зрелых месторождений и лучшие практики Канады, Китая, Саудовской Аравии, США и России. Например, в России применяются понижающие коэффициенты налога на добычу полезных ископаемых и переход на альтернативный налоговый режим.
«Эти механизмы направлены на возврат денежных средств для их реинвестирования в добычу углеводородов. Внедрение таких мер стимулирует экономическую активность, что отразится не только на налоговых поступлениях, но и на развитии смежных отраслей», – добавил он.
По данным НПП, в 2022 году с месторождений, отнесенных к низкорентабельным, было добыто 4,9 млн тонн нефти, что составляет 5,8% от годовой добычи. Крупнейшие компании Каражанбасмунай, Озенмунайгаз, Актобемунайгаз, Петроказахстан Кумколь Ресорсиз и Тургай Петролеум разрабатывают такие месторождения.
Месторождения с падающими темпами добычи нефти и газа относятся к «зрелым месторождениям», или браунфилдам (brownfield). По данным исследований IHS Cambridge Energy Research Associates, более 2/3 мировой добычи нефти и газа приходится на зрелые месторождения. Их характеризуют как месторождения с выработкой более 50% от начальных доказанных запасов углеводородов или находящиеся в разработке более 25 лет.

