Бизнес-сообщество выразило несогласие с предложением об отмене прямых переговоров при определении партнеров в рамках государственно-частного партнерства. Эти изменения в законодательство о ГЧП обсуждались на заседании Совета по мониторингу проектов ГЧП на площадке НПП РК «Атамекен» под руководством депутата мажилиса Аманжана Жамалова, сообщает пресс-служба палаты.
О промежуточных результатах исполнения поручений главы государства по совершенствованию законодательства в сфере ГЧП рассказал вице-министр национальной экономики Ильяс Усеров.
«Президент в январе 2022 года поручил разработать новые подходы к механизмам ГЧП для предотвращения их использования в обход процедур государственных закупок и для обеспечения справедливого распределения обязательств и рисков», - отметил Ильяс Усеров.
Одним из предложений является обязательное согласование республиканских проектов ГЧП, инициированное Агентством по защите и развитию конкуренции и министерством национальной экономики.
«При реализации проектов часто создается скрытая монополия, и 40% проектов проходят через прямые переговоры. Это игнорирует процедуру закупки, и партнер получает привилегии на 25 лет, что затрудняет доступ на рынок для других. Это эффективный инструмент для предотвращения монополии», — отметил Тимур Отаршинов, заместитель директора Департамента финансовых рынков и иных отраслей Агентства по защите и развитию конкуренции.
Депутат мажилиса Аманжан Жамалов подчеркнул, что предложение о согласовании противоречит призыву главы государства к устранению излишней бюрократии, замедляющей развитие страны.
Арман Тлеубаев, руководитель Ассоциации экспертов ГЧП, отметил, что в рамках ГЧП есть принципы, предусматривающие конкурсную основу как для конкурса, так и для прямых переговоров.
«Проекты ГЧП реализуются в сферах, где традиционно присутствует государственная ответственность, таких как общественные услуги и социальная сфера. Говорить о концентрации монополии некорректно. Механизм согласования с заинтересованными госорганами уже существует», - подчеркнул Арман Тлеубаев.
Талгат Балкияев, представитель Казахстанской ассоциации автоматизации и робототехники, добавил, что механизм ГЧП должен рассматриваться как инструмент инвестиций в традиционные сферы ответственности государства. Исключение прямых переговоров вызвало негативную реакцию бизнеса.
Госорган предложил сохранить право на прямые переговоры только для главы государства.
«Насколько обосновано разрешение прямых переговоров только по поручению главы государства? Если включить его в структуры вроде «Байтерек» или «Самрук-Казына», зачем тогда правительство? Насколько это целесообразно?» — задал вопрос председатель совета.
Аманжан Жамалов подчеркнул, что слепое заимствование зарубежного опыта не всегда приносит желаемые результаты.
«Существует разница между частной инициативой и прямыми переговорами. Важно учитывать особенности страны и развитие предпринимательства», — добавил он.
Также он отметил, что необходимо пересмотреть предложения и сбалансированно распределить обязательства, гарантии, риски и доходы.
«Многие инициативы хороши, но требуют доработки. Думаю, что мы обсудим их повторно. Что касается отказа от прямых переговоров, предлагаю пересмотреть это с учетом поручений главы государства и замечаний бизнеса», — заключил Аманжан Жамалов.

