В марте 2022 года Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана ввело новые правила, которые изменили распределение отраслей по классам профессионального риска. Бизнес-сообщество считает, что это привело к необоснованному увеличению страховых взносов. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» намерена добиваться приостановки этих изменений, сообщает atameken.kz.
Согласно данным НПП, новый приказ вызвал рост страховых платежей. Теперь класс риска определяется не по количеству несчастных случаев, а по численности работников. Всего существует 22 класса профессиональных рисков.
«На рудненском предприятии ТОО «Лидер-2010», где работают 250 человек и производятся молочные продукты, страховой тариф по ОКЭД 10511 увеличился с 0,52% до 2,54% от годового фонда оплаты труда. Это связано с переходом предприятия из 5-го в 21-й класс, который считается одним из самых рискованных», - говорится в сообщении.
«Мы производим социально значимые продукты, стараемся удерживать цены и управлять производственными рисками. За последние 10 лет у нас не было несчастных случаев, и мы страховали свою ответственность. Мы работаем не только в нашей области, но и экспортируем продукцию по Казахстану и в Россию. Однако, по непонятным причинам, Министерство труда отнесло нашу отрасль к высокорискованной с высокими тарифами», - заявил начальник юридического отдела ТОО «Лидер-2010» Арман Молдагозин.
Подобная ситуация сложилась и в сфере пассажирских перевозок, где тарифы выросли на 230-250%, сообщают в НПП. Ассоциация автотранспортных предприятий Карагандинской области провела опрос среди своих членов. В одном из автопарков с 198 сотрудниками страховая сумма увеличилась на 246%, составив 10 565 600 тенге вместо 3 062 400 тенге по 10-му классу риска. Другое предприятие ранее платило 5 501 249 тенге, а теперь 18 504 171 тенге.
«Наша ассоциация провела правовую экспертизу, которая показала, что ряд нормативно-правовых актов не был соблюден при вынесении приказа. Мы также обратились в департамент статистики области для уточнения данных о несчастных случаях в экономике, но таких отчетов нет», - отметил директор Ассоциации автотранспортных предприятий области Айнитдин Буралкин.
Предприниматели требуют тщательного изучения методики установления новых тарифов и анализа несчастных случаев для определения реального уровня риска для различных предприятий.
«Мы, как НПП, направляли свои замечания и предложения, но они не были учтены. Кроме того, предприятия, которые уже оплатили страховые взносы до марта, теперь должны делать дополнительные выплаты, что вызывает недоумение», - подчеркнул исполнительный секретарь НПП «Атамекен» Нурлан Сакуов.
Национальная палата предпринимателей намерена вынести этот вопрос на уровень правительства и будет добиваться приостановки действия новых правил, говорится в сообщении НПП.

