В Алматы впервые проходит XIII Молочная олимпиада, в которой принимают участие представители молочной индустрии из различных стран. Около 400 участников обсудят вызовы и перспективы молочного рынка в условиях глобальной неопределенности, а также текущие тенденции и новые возможности. Одним из спикеров форума стал председатель совета директоров компании «Шин-Лайн» Дмитрий Докин, который поделился своим видением изменений на рынке мороженого.
- Дмитрий, ранее на рынке мороженого в Казахстане доминировали российские производители. Как изменилась ситуация в последние годы?
- Да, действительно, ситуация значительно изменилась. Примерно 10-12 лет назад казахстанский рынок мороженого был не самым прозрачным и цивилизованным. На нем часто нарушались авторские права, обходилось законодательство, подделывались торговые марки. Многие производители копировали бренды, слоганы и дизайн. Мы активно работали над изменением отношения к интеллектуальной собственности в Казахстане.
Следующим шагом стала защита наших брендов и их визуальных элементов от подделок, как местных, так и иностранных производителей. Это позволило нам укрепить позиции на рынке.
Ранее экспорт мороженого из Казахстана за пределы Центральной Азии практически отсутствовал. Мы вложили много усилий в разработку специального восточного бренда для экспортных рынков.
Следует отметить, что годовое потребление мороженого в Средней Азии и России различалось: 2,5 и 3,5 килограмма на человека соответственно. Это связано не только с уровнем доходов, но и с климатическими условиями. В южных регионах потребление выше из-за высоких летних температур. Мы стремились стимулировать жителей этих регионов покупать мороженое для домашнего потребления, предлагая большие семейные порции, которые хорошо продаются как летом, так и зимой. В результате общее потребление мороженого в Казахстане ежегодно увеличивается на 3%.
- Как изменился ассортимент мороженого в Казахстане?
- Наша компания заметно изменила рынок за последние пять лет благодаря привлечению технологов. Казахстан доказал, что способен удовлетворить свои потребности самостоятельно, в том числе в премиальных сегментах. Сегодня мороженое в Казахстане — это преимущественно продукция местного производства, включая премиальные и инновационные виды.
- Дмитрий, как текущая геополитическая ситуация влияет на рынок?
- Рынок мороженого, как и другие, испытывает влияние различных изменений. Мы наблюдаем, как иностранные игроки адаптируют свои стратегии в сложные времена. Крупные международные корпорации проявляют осторожность и гибкость, часто меняя курс в ответ на вызовы. Для таких компаний, как наша, эти изменения открывают новые возможности.

