Вход

Пандемия не помеха: рынок франшиз вырос на 8%

22 декабря 2021 10:00

Глава Казахстанской ассоциации франчайзинга рассказал о трендах 2021 года

Все о бизнесе

Мировая экономика начала восстанавливаться, и бизнес адаптировался к условиям карантина, создавая новые форматы работы. В связи с этим в 2022 году Казахстанская ассоциация франчайзинга ожидает значительного роста на рынке франшиз, который замедлился в период пандемии. Ожидаются новые и интересные форматы.

Отмечу, что статистика по франчайзингу приблизительная, так как рынок не регулируется официальными данными. Анализируя ситуацию, мы опираемся как на данные государственных служб, так и на неофициальные источники. Из-за этой непрозрачности сложно оценить оборот реально действующих франшиз и компаний, которые работают без регистрации своих франчайзинговых договоров или товарных знаков. В статистике также не учтены международные франчайзинговые сети.

По данным ассоциации, в 2020-2021 годах в Казахстане закрылось около 20 франчайзинговых точек из-за коронакризиса. Однако реальная цифра может быть выше. Пандемия особенно сильно ударила по сектору HoReCa и туристическим франшизам. Например, в туротрасли закрылось 12 точек. К концу 2020 года рынок начал восстанавливаться, показав рост на 3,5%. В 2021 году этот показатель достиг 8%. Сегодня можно сказать, что франчайзинговая сфера, хотя и потеряла темпы роста, постепенно возвращается к допандемийным уровням. Если не будет жестких карантинных ограничений, в 2022 году рынок может продемонстрировать рост выше среднего уровня, который обычно составляет 15% в год.

Структура казахстанского франчайзинга такова: 41% приходится на общественное питание, 32% на услуги, 24% на торговлю, и 3% на другие отрасли, включая производство. Примерный оборот рынка франчайзинга в стране достигает 40 млрд тенге, не учитывая показатели крупных международных сетей. В этом секторе занято более 60 тыс. человек.

В 2021 году продолжился рост сегментов услуг и продовольственной розницы. Однако доля франшиз в общественном питании и непродовольственной торговле сократилась на 5% и 2% соответственно. Также продолжает снижаться доля международных проектов.

Географическое распределение франчайзеров в Казахстане: 27% приходится на Алматы, 14% на столицу и 59% на остальные регионы страны.

Тренды 2021 года

Предприниматели все чаще уделяют внимание регистрации интеллектуальной собственности. По данным Казпатента, в Казахстане зарегистрировано 121 096 товарных знаков, из которых 4610 зарегистрированы в 2021 году. Это говорит о том, что предприниматели стремятся развивать бизнес в соответствии с правилами, ведь интеллектуальная собственность - это основа любого франчайзингового договора.

2021 год также показал значительный рост числа франчайзинговых договоров. По данным Казпатента, в Казахстане зарегистрировано 473 таких договора, из них более 70 зарегистрированы в 2021 году. Это значительно выше среднего показателя в допандемийные времена и свидетельствует о качественном росте рынка.

Некоторые известные бренды решили запустить свои франчайзинговые системы. Среди них можно выделить Dolce Vita и Bauyrdaq. Новые франшизы появились и в образовании, услугах и торговле. Около 10 предприятий из сферы детского образования обратились в ассоциацию с намерением франчайзироваться.

Замечена также так называемая регионализация франшиз: если раньше они сосредотачивались в Алматы или Нур-Султане, то теперь компании начинают осваивать рынки мегаполисов из регионов. Интересные концепции предлагают предприниматели из Кызылорды, Шымкента и Караганды.

Еще один тренд 2021 года - еда на вынос. Дистанционная работа и предпочтение гибкого графика делают это направление перспективным.

Что происходит в мире?

Пандемия негативно сказалась на франчайзинге и бизнесе в целом по всему миру. Зафиксировано много банкротств. Основной причиной закрытия франшиз теперь является убыточность точек. Мировой рынок франчайзинга просел на 10-12%.

Пандемия заставила бизнес быть более клиентоориентированным. Франчайзеры предлагают франчайзи более выгодные условия. Важную роль играет цифровизация франчайзинга, включая онлайн-маркетинг и использование социальных сетей.

Бекнур Кисиков, президент Казахстанской ассоциации франчайзинга

Источник