Производители масложировой продукции, безалкогольных напитков, медицинских препаратов и логистические компании сталкиваются с финансовыми потерями. Это связано с тем, что Китай значительно замедлил темпы грузоперевозок между КНР и Казахстаном. При этом транзитные грузы, направляющиеся в Европейский союз, получают приоритет. «Казахстан, используя свои железнодорожные пути, поддерживает китайскую промышленность в ущерб местным предприятиям», — заявил Тимур Жаркенов, глава «Союза промышленников и предпринимателей Iskermen». Бизнесмены обратились за поддержкой к премьер-министру и профильным министерствам. Об этом сообщает корреспондент Kapital.kz.
Китай не согласовывает план перевозок
Оксана Сорокина, директор транспортно-логистической компании Sevenr Logistics LLP, обозначила трудности, с которыми столкнулись логисты. Одной из проблем является нехватка контейнеров в Китае. «Из-за этого у нас возникли сложности с выбором партнеров, и повысились цены на доставку грузов. Мы не можем использовать свои контейнеры, которые закупаем, поскольку они застряли на складах временного хранения в Казахстане. Это связано с отсутствием плана отправки пустых контейнеров в Китай или минимальным объемом необходимых контейнеров», — отметила Оксана Сорокина.
По ее словам, отсутствие подвижного состава на границе между Казахстаном и Китаем привело к многокилометровым пробкам на китайской стороне в прошлом году. В результате Китай стал сокращать количество блок-поездов в Казахстан или полностью их отменять.
Она привела пример: в августе ни один блок-поезд не был отправлен, так как со стороны Китая были запреты на их перемещение в КНР.
«На данный момент соотношение контейнеров к платформам составляет 4 тыс. контейнеров, ожидающих на станции Алтынколь, и только 250-300 платформ доступны для использования. Грузам просто некуда перегружаться. Оператор логистических терминалов не привлекает иностранный подвижной состав для отправки транзитных грузов в Европу, Россию или Центральную Азию. Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что владельцы контейнеров и экспедиторские компании вынуждены учитывать потенциальные расходы на хранение грузов, что в конечном итоге сказывается на стоимости товара», — добавила эксперт.
В результате, по ее словам, это дает возможность китайским экспедиторским компаниям спекулировать на продаже свободных платформ. Транспортно-логистические компании вынуждены дополнительно платить 2-3 тыс. долларов только за возможность выехать из Китая. «Дефицит мест и контейнеров наблюдается из-за того, что Казахстан не оспаривает план перевозок, предложенный Китаем. Когда Китай заявляет большое количество блок-поездов в Европу, Турцию, Азербайджан и минимальное количество на Казахстан, наша страна принимает это без корректировок. В итоге казахстанский импорт отодвигается на задний план», — подчеркивает Оксана Сорокина.
Логистические компании вынуждены принимать навязанные им условия. «Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что владельцы контейнеров закладывают дополнительные расходы по хранению и аренде контейнеров в итоговые ставки за транспортировку. Это существенно влияет на стоимость логистики. Мы вынуждены отправлять грузы из КНР в Казахстан через Владивосток, Ригу, Клайпеду, Санкт-Петербург, Новороссийск и Стамбул», — сообщила Оксана Сорокина.
Почему китайские экспедиторы не обеспокоены
Возникает вопрос, почему китайские экспедиторы не сообщают о проблемах задержки грузов на китайской границе. «Этот вопрос задал представитель КТЖ на выставке «Транспорт и логистика». Нашими клиентами являются казахстанские компании, закупившие товары, сырье, оборудование в Китае на определенных условиях, то есть они уже взяли на себя расходы по логистике. Китайские заводы, выполнив свои контракты по поставке, произвели товар, отгрузили его и получили оплату. Для них проблем с логистикой нет. Сейчас же мы сталкиваемся с ситуацией, когда грузы, принадлежащие казахстанским компаниям, находятся в Китае без возможности вывоза», — объясняет заместитель директора по операционным вопросам ТОО «IPL Kazakhstan» Елена Мезенцева.
Она уточняет, что товары уже находятся в контейнерах и ожидают отправки. «Но пока нет четкого плана, какое количество грузов на Казахстан предоставит китайская железная дорога, когда этот план появится, с каких станций будут отправлять груз. Нельзя сказать, что КТЖ бездействует, но этих мер недостаточно. Мы уже направили письма в КТЖ с конкретными данными по грузам и станциям отправления, чтобы они обратились к партнерам из китайской железной дороги. Но реакции на наши письма пока нет», — говорит Елена Мезенцева.
Продукция может подорожать
Предприниматели отмечают, что проблемы с доставкой грузов из Китая негативно скажутся на стоимости товаров. Причем не только китайских. «Трудности с логистикой касаются каждого казахстанца. Мировое производство, включая наше, зависит от поставок из Китая сырья, оборудования, запасных частей. Повышение цен, которое мы наблюдаем по всей стране, может усугубиться. Предприниматели вынуждены часть убытков закладывать в стоимость товара. Непонятно, как людям платить зарплату, ведь бизнес несет дополнительные расходы из-за проблем с задержкой перевозок из Китая», — отмечает эксперт «Ассоциации масложирового союза Казахстана» Геннадий Вейцман.
Бизнес подсчитывает убытки
Из-за задержки грузов из Китая производители безалкогольных напитков и соков Казахстана потеряли около 10,7 млрд тенге. Такие данные приводит глава отраслевой ассоциации. «Задержка груза может доходить до 100 дней, часть груза не может попасть в страну еще с мая. Это приводит к повышению стоимости продукции», — отметила директор «Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК» Алия Мамытбаева.
Еще одна проблема — производители напитков не могут своевременно получить ПЭТ-сырье для выпуска тары. «Это привело к снижению ассортимента продукции, огромным убыткам из-за простоя производства, невыполнению обязательств перед дистрибьюторами. Также была приостановлена деятельность цеха по производству ПЭТ-форм, в результате некоторые компании потеряли до 80% специалистов», — пояснила Алия Мамытбаева.
Для сохранения минимального объема производства предприятия, выпускающие напитки и соки, вынуждены приобретать готовые ПЭТ-формы в России и Турции. А там стоимость такой продукции на 70% дороже, чем если бы компании производили ПЭТ-формы сами. Логистический кризис вынуждает бизнес искать альтернативные источники доставки продукции. «Мы теряем рынки сбыта, государство недополучает налоги. Истинные причины логистического кризиса с Китаем нам непонятны, все снимают с себя ответственность. Среди причин называются коронавирус, политические факторы, внутренние проблемы в КТЖ. Мы ждем конкретные шаги с казахстанской стороны для решения проблемы», — заявила Алия Мамытбаева.
Представители фармацевтического рынка также обозначили свои проблемы. Директор ТОО «Медхауз Казахстан» Самат Исабаев рассказал, что их компания занимается производством медизделий и медоборудования для домашнего использования.
«У нашей продукции ограничен срок годности, пока она в пути, ее срок истекает. Некоторые наши грузы простаивают с июля. Из-за простоя у нас на несколько месяцев заморожены средства в товаре — а это 1,5 млн долларов. Для нашей компании это огромные деньги. И мы вынуждены искать средства для существования, я уже не говорю о прибыли. Мы обратились в несколько банков, но, к сожалению, банки не финансируют бизнес под товарооборот, а другого залога у нас нет. Мы сотрудничаем с 3 тыс. аптеками, платим налоги на 140 млн в год. Если ситуация не изменится, будем вынуждены отправить персонал в отпуск без содержания, а у нас работает свыше 100 человек. В будущем, если товара не будет, можем и разориться. При этом спекулятивно идет наращивание цен в сфере перевозок, тарифы выросли в 6-7 раз относительно цен 2020 года», — пояснил Самат Исабаев.
Бизнес ждет помощи
Бизнесмены обратились к премьер-министру с просьбой навести порядок. Также направили в министерства ряд своих предложений.
«Просим МИД и МИИР, во-первых, установить паритет на железной дороге на границе: один транзит груза из Китая через Казахстан в Европу, один импорт в Казахстан и один экспорт из Казахстана. Во-вторых, восстановить гражданские и грузовые перевозки из Китая в Казахстан. В-третьих, увеличить количество контейнерных поездов до 10 в неделю. Сейчас этот показатель составляет один раз в неделю. Также мы просим добиться от КНР увеличения количества фур до 700 в день в Хоргосе, до 100 на станции Алашанькоу, до 40 на Набахты, открыть пункт пропуска Майкапшагай. Кроме того, нужно добиться от Китая установления санитарных карантинных ворот на автомобильных пунктах пропуска — снять ограничения на опасные грузы в сертифицированной упаковке в соответствии с регламентами для перевозки опасного груза, например, батарейки», — отметил глава «Союза промышленников и предпринимателей Iskermen» Тимур Жаркенов.
Также просим МИД совместно с Комитетом государственных доходов и Нацбанком РК добиться от КНР предоставления официального подтверждения о закрытии пунктов пропуска на карантин, об изменениях ценовой политики и требований к перегрузке. «Еще одно из наших требований — для валютного контроля пролонгировать сроки исполнения экспортно-импортных контрактов и репатриации валютной выручки», — сообщил Тимур Жаркенов.
Были озвучены и отдельные предложения к МИИР. «Мы просим добиться от КНР возврата пустых контейнеров обратно в Китай в течение трех дней, отменить «неофициальную» монополию автомобильного транспорта на Хоргос. Не препятствовать въезду авто частных владельцев МСБ и перевозчиков, в том числе по системе CAT. Также мы просим отменить «неофициальную» монополию брокерских услуг на Хоргосе. Не препятствовать открытию и работе новых брокерских компаний на границе, разрешить транзит грузов с казахстанско-китайской границы до Алматы, Нур-Султана в системе СКУР (селективный контроль управления рисками)», — сообщил он.
В случае невыполнения просьб, в том числе по ограничению монополий и прочих схем, и восстановления нормального транспортного сообщения предприниматели предлагают остановить транзит через Казахстан в Европу. «Считаю, что нужно перестать переживать за исполнение каких-то международных соглашений, которые идут в ущерб нашему бизнесу. Казахстану надо перестать переживать о том, кто и что о нас подумает, и начать думать об интересах бизнеса и граждан страны», — резюмировал эксперт «Ассоциации масложирового союза Казахстана» Геннадий Вейцман.

