В этом году Chocofamily Holding празднует свое десятилетие. За это время компания превратилась из небольшого стартапа в одного из крупнейших игроков на IT-рынке Казахстана.
«За 10 лет мы увеличились в 1000 раз и продолжаем развиваться в том же темпе», - отметил в интервью с ведущим программы «Персоны Капитала» основатель и совладелец холдинга Рамиль Мухоряпов. Он уточнил, что его доля в компании составляет 27%. Также он сообщил, что в начале года состав акционеров Chocofamily пополнился новым участником.
«Мы приобрели нового миноритарного акционера, который купил 0,5% акций. Мы давно обсуждали эту сделку. В этом году планируем провести новый раунд инвестиций, чтобы привлечь дополнительный капитал для развития dark store и финтех-направлений, продолжая активно конкурировать на рынке доставки еды. Таким образом, состав акционеров, вероятно, расширится», - рассказал Рамиль Мухоряпов.
Chocofamily Holding известен такими проектами, как купонный сервис Chocolife.me, сервис онлайн-продажи авиабилетов Aviata/Chocotravel, интернет-оптика Lensmark.kz, сервис заказа еды Chocofood.kz, платформа поиска врачей iDoctor.kz и мобильное приложение «Рахмет» для кешбэка.
Недавно компания запустила два новых стартапа по доставке товаров за 10-15 минут - «Рядом» и «Ракета». Инвестиции в первый проект, по оценке предпринимателя, составят около 30-40 млн долларов. В перспективе «Рядом» может стать бизнесом с оборотом в 1 млрд долларов. Второй проект «Ракета» ориентирован на B2B сотрудничество и требует сравнительно небольших вложений в размере 100-200 тыс. долларов, так как он был создан на базе уже существующих технологий.
«Скорость развития этих проектов позволяет предположить, что через 5 лет у нас не будет необходимости ходить в магазин», - утверждает основатель Chocofamily Holding.
Осенью этого года компания планирует запустить новый продукт - Choco-кредит, который планировался к запуску весной, но был отложен по техническим причинам. Суть его в предоставлении пользователям Choco-экосистемы кредитного лимита через одно окно в нескольких банках или микрофинансовых организациях.
«Наша цель - предложить лучшие условия одобрения и ставки в стране, чтобы кредитные учреждения конкурировали между собой, предлагая клиентам выгодные условия», - пояснил Рамиль Мухоряпов.
Он также отметил, что холдинг планирует связать все сервисы в один суперaпп под названием Choco, который будет иметь единую систему лояльности, бонусы и подписку.
Кроме того, он рассказал о неудачах компании, самой крупной из которых был убыток в 1,5 млн долларов.
На вопрос о международной деятельности Chocofamily, предприниматель ответил, что компания уже имеет долю в успешном проекте в России, который оценивается в 8 млн долларов.
«Мы понимаем, что нам необходимо сосредоточиться на Казахстане, чтобы завершить начатые проекты», - подчеркнул он.
Рамиль Мухоряпов считает, что лучший способ привлечь капитал для дальнейшего роста и выхода на международные рынки - это IPO.
Пока Chocofamily Holding работает как планово убыточная компания, но, как он отметил, у них есть бенчмарк в лице Kaspi.kz, оценка которого составляет около 20 млрд долларов. Если все планы будут реализованы, через 3-4 года компания может стоить около 5 млрд долларов, что позволит создать значимую бизнес-историю.
За 10 лет Chocofamily Holding научился достойно конкурировать с крупными международными корпорациями, и следующее десятилетие компания намерена провести под лозунгом «казахи покоряют мир».
Рамиль Мухоряпов также подчеркнул, что структура Chocofamily с самого начала строится на принципах меритократии.
«Мы открыты для критики даже от самых молодых специалистов, которые часто предлагают инновационные решения», - отметил он.
В разговоре также была затронута тема его избрания в совет директоров Отбасы банка. Однако предприниматель был вынужден отказаться от этой должности после обсуждения с акционерами Chocofamily Holding.
Подробнее об этом и других темах - в очередном выпуске «Персоны Капитала».

