Вход

Насколько пострадал МСБ в Казахстане и Узбекистане из-за пандемии?

22 сентября 2021 11:34

Исследование Института ЦАРЭС: влияние пандемии на МСБ

Фото: Руслан Пряников

В условиях глобальной пандемии интересы малого и среднего бизнеса (МСБ) Казахстана и Узбекистана оказались в тени более масштабных задач. В развитых странах поддержка МСБ включала финансовую помощь и налоговые льготы, тогда как в Центральной Азии подобные меры были менее значительными. Институт Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) провел исследование «Влияние COVID-19 на микро, малые и средние предприятия (ММСП) в странах ЦАРЭС: Пакистан, Узбекистан, Казахстан, Грузия», опросив 1145 компаний с декабря 2020 года по январь 2021 года. Исследование показало, как ММСП справлялись с вызовами пандемии в Центральной Азии.

За последние пять лет казахстанский сектор МСБ стал играть более значимую роль в экономике, увеличив свою долю в ВВП до 31% в 2019 году по сравнению с 28% в предыдущем году. По данным Бюро национальной статистики РК, до пандемии в Казахстане было зарегистрировано 1,3 млн малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей (ИП).

В Узбекистане, по данным Всемирного банка, сектор МСБ сыграл ключевую роль в увеличении ВВП до 59,4%, демонстрируя значительный рост с 2017 года. Несмотря на административные и налоговые трудности, доля активных предпринимателей в секторе МСБ составляет 76%, где большая часть занята в торговле, промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Экономические реформы, начатые в 2016 году, способствовали росту новых предприятий на 32%.

Плюсы и минусы пандемии

Кризис создает новые возможности для роста. Узбекские МСБ отметили увеличение спроса и появление новых продуктов и услуг. Однако они также столкнулись с уменьшением продаж, снижением спроса и временными закрытиями. В Казахстане правительство выделило около 300 млрд тенге (713 млн долларов) на поддержку бизнеса, включая кредитные гарантии и тренинги по переходу в онлайн-режим. Позитивные изменения ощутили предприятия строительного и производственного секторов, но многие МСБ не были готовы к быстрому переходу в онлайн.

Более половины предприятий Узбекистана и Казахстана использовали традиционные каналы продаж. Казахстанские МСБ отметили, что нахождение новых рынков и увеличение онлайн-продаж помогло справиться с последствиями пандемии. Однако многие компании не получали внешней поддержки, и только 31% из обратившихся к государству отметили адекватность помощи.

Сравнительный анализ показал, что грузинские ММСП пострадали больше всего – 60% временно закрылись, тогда как в Казахстане и Узбекистане эта доля составила менее половины и треть соответственно.

Рекомендации и пути для улучшения

Авторы исследования подчеркивают, что вклад МСБ в ВВП Казахстана остается низким, что влияет на устойчивость к экономическим шокам. Правительству следует рассмотреть меры по диверсификации и увеличению доли МСБ через приватизацию, улучшение доступа к финансам и инфраструктуре. Вместо отсрочек налогов, госорганы могут предоставлять более адресную финансовую помощь.

МСБ необходимо диверсифицировать каналы продаж. Использование онлайн-продаж находится на низком уровне, что затрудняет поиск новых клиентов. Правительства должны способствовать цифровой трансформации через инвестиции в интернет-инфраструктуру и субсидирование интернет-соединений.

Финансирование МСБ и неформального бизнеса требует улучшений. Следует упростить доступ к кредитам и улучшить возможности банков в предоставлении ссуд. Внешняя торговля может помочь в преодолении трудностей и повышении устойчивости компаний, а улучшение бизнес-среды должно стать приоритетом для обеспечения устойчивого восстановления после пандемии.

Источник