Вход

Проблемы контейнерных перевозок в Казахстане и пути их решения

02 августа 2021 10:00

Проблемы контейнерных перевозок в Казахстане и пути их решения

Фото: Руслан Пряников

Казахстанская логистика претерпела значительные изменения в период пандемии. Процессы, которые ранее развивались медленно, получили новый импульс, что особенно отразилось на экспортной деятельности. Казахстан не только удержал свои позиции, но и увеличил объемы экспорта. Однако, проблем все еще достаточно. Об этом рассказала Айгуль Досаева, вице-президент по логистике Atasu Group, в интервью для Kapital.kz.

- Айгуль Гылымбековна, что сегодня экспортирует Казахстан и куда?

- Казахстан экспортирует такие товары, как сырая нефть, рафинированная медь, природный газ, ферросплавы, уран, сталь, железные руды и алюминий. Злаковые культуры также занимают значительную долю. Казахстанская продукция экспортируется в 117 стран, включая Россию, Китай, Италию, Южную Корею, Нидерланды, Турцию, Индию, Узбекистан, Францию и Германию.

Высоким спросом пользуются ячмень, гранулированные отруби, семена льна, семечки, люцерна. Китай активно закупает у Казахстана катодную медь, руду и кокс. В Китай также экспортируются шкуры, рыбные отходы и кондитерские изделия. С начала года в контейнерах было отправлено более 36 тыс. тонн продукции.

- Наблюдается ли в Казахстане переход к контейнерным перевозкам?

- Да, это так. Мы наблюдаем значительный переход на контейнерные перевозки. Контейнеризация обеспечивает безопасную погрузку и дезинфекцию, контейнеры пломбируются и отправляются к получателю. В Китае их проверяют на наличие вирусов, после чего товар разгружается. В обратном направлении контейнеры также дезинфицируют.

Контейнеризация удобна, так как снижает риски повреждения груза, исключает ручную перегрузку и ускоряет транзит. Это особенно важно для казахстанских экспортеров, отправляющих продукцию в Китай, Европу и Юго-Восточную Азию. Контейнеры можно перевозить по железной дороге, автомобильным и морским транспортом, что расширяет географию доставки и сокращает время транспортировки.

- Что может способствовать росту казахстанского экспорта в контейнерах?

- Для увеличения объемов экспорта необходимо обеспечить достаточное количество транспортных средств (контейнеры, платформы для их перевозки), установить приемлемые тарифы и развивать логистическую инфраструктуру.

Необходимо увеличить количество платформ для контейнеров. Растущие объемы транзита сделали такие платформы востребованными. Однако, исключение их из Перечня импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета, создает дефицит. Это решение было принято для поддержки АО «ЗИКСТО», но производственные мощности завода не покрывают потребности рынка. Необходимо пересмотреть этот вопрос и создать условия для закупки вагонов за пределами Казахстана.

Государственная поддержка в вопросах тарифного регулирования также крайне важна. Себестоимость перевозки в контейнере должна быть конкурентоспособной. Около 22 млн тонн груза можно контейнеризировать, улучшив сроки доставки и сохранность грузов. Если сотрудничество с Китаем перейдет на 80% обмена грузами в контейнерах, это значительно ускорит продвижение по железным дорогам.

Важным аспектом является развитие инфраструктуры. Мы готовы инвестировать в расширение сети терминалов на границе с Китаем для быстрого перегруза контейнеров. Однако, необходимо устранить барьеры для новых участников рынка.

- Какие еще вопросы в логистике требуют внимания?

- Организация контейнерных поездов в транзитном направлении является важной задачей. Скорость доставки контейнерными поездами выше, но не всем доступна. Национальный перевозчик ограничивает доступ к этой услуге, что влияет на качество сервиса.

Также необходимо улучшить уведомление о местонахождении и статусе груза. Это позволит улучшить качество услуг и увеличить транзитные показатели.

- Как вы справляетесь с форс-мажорной ситуацией на железной дороге?

- Из-за большого количества вагонов на железной дороге возникают заторы. Универсальный и специализированный подвижной состав простаивает. Мы разворачиваем вагоны и перегружаем грузы в контейнеры, отправляя их в Китай. Закуплено оборудование для быстрой перетарки и подготовки контейнеров. Ведутся переговоры с китайскими партнерами о предоставлении контейнеров для перевозки грузов.

Источник