Известный российский предприниматель, совладелец крупной промышленной корпорации «Технониколь» Игорь Рыбаков, в рамках своего визита в Казахстан, дал эксклюзивное интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz. В ходе беседы миллиардер подробно рассказал о причинах своего интереса к казахстанскому рынку, структуре управления многочисленными активами, своей ключевой идее, которой он одержим, а также о людях, которых он считает своими жизненными наставниками. Рыбаков выразил твердую убежденность в том, что истинное приумножение капитала происходит тогда, когда он реинвестируется в проекты, приносящие реальную пользу обществу.
Привлекательность казахстанского рынка и масштабные планы «Технониколь»
Компания «Технониколь» осуществляет поставки строительных материалов на рынок Казахстана с конца 1990-х годов. Однако давно назрела необходимость в создании собственного производственного предприятия на территории страны. После длительного процесса выбора места, в марте текущего года (2021) в Алматинской области, на территории специально созданного промышленного парка, началось строительство современного завода по производству минеральной изоляции (каменной ваты). Этот объект станет одним из самых инновационных в портфеле компании, превосходя по уровню даже недавно запущенное предприятие в Польше. Его ввод в эксплуатацию запланирован до 2023 года, и он обеспечит создание порядка 200 новых рабочих мест.
Игорь Рыбаков подчеркнул, что это лишь первый этап реализации гораздо более амбициозных планов. Изначально площадка выбиралась с расчетом на создание полноценного промышленного кластера «Технониколь». Уже ведется проектирование второго крупного завода – по производству экструзионного полистирола, который также предполагается запустить к 2023 году. До 2030 года на этой территории планируется возвести не менее пяти заводов «Технониколь», что позволит наладить локальное производство всех необходимых строительных материалов, которые сейчас доставляются за тысячи километров. Казахстан рассматривается компанией как ключевой хаб для всей Центральной Азии, учитывая активное развитие строительной отрасли в регионе вокруг Алматы и выгодное географическое положение республики.
Инвестиции, окупаемость и доля рынка
Общий объем инвестиций в первый завод минеральной изоляции составит 70 млн евро, а в строящийся второй завод по экструзионному полистиролу будет вложено около 25 млн евро. Бизнес-планы предусматривают срок окупаемости этих проектов в диапазоне от 7 до 9 лет, с возможностью сокращения до 5-7 лет при благоприятном развитии событий и увеличения до 9-12 лет в менее удачных сценариях. Планируемая рентабельность для всех предприятий «Технониколь» традиционно находится на уровне 15-20%.
Стратегия компании на рынке аналогична подходу мирового гиганта Toyota: «если мы приходим – это всерьез и надолго». «Технониколь» стремится сначала занять 20% рынка, затем нарастить до 40%, а при успешной реализации планов – до 60%. Так, на рынке минеральной изоляции ожидается доля свыше 50%, на рынке экструзионного полистирола – 40%, а в сегменте кровельных материалов – до 80%. Комментируя перспективы такой доминации, Рыбаков отметил, что компания не ставит целью монополизацию, но если конкуренты проявляют пассивность, то «мы вынужденно ими становимся». Однако он выразил надежду, что в Казахстане такой ситуации не возникнет, поскольку монополия, по его мнению, вредна для устойчивости страны, индустрии и даже для мотивации собственного менеджмента. На строящемся заводе каменной ваты планируется обеспечить до 95% занятости местного населения, привлекая российских специалистов лишь для первоначального обучения и передачи опыта, так как в Казахстане имеется большой потенциал талантливых работников.
Пандемия: уроки и новые вызовы
Прошедший год стал серьезным испытанием для мирового бизнеса. Хотя Игорь Рыбаков считает себя сильным человеком, готовым к вызовам, пандемия COVID-19 стала событием, к которому невозможно было подготовиться. Первые два-три месяца локдауна привели к приостановке строительных работ и падению спроса на стройматериалы на 20-50%, особенно в Европе, где у «Технониколь» также есть предприятия. Однако затем, в течение трех-четырех месяцев, ситуация не только восстановилась, но и показала рост, благодаря государственным бюджетным вливаниям и ускоренному завершению крупных девелоперских проектов. В текущем году спрос на строительные материалы вырос на 20%.
При этом другие направления бизнеса Рыбакова, такие как финансово-технологические, образовательные, ITech и FinTech компании, пережили небывалый подъем. Пандемия ускорила переход к массовому использованию цифровых финансовых и консультационных сервисов. Например, американская школа кибербезопасности Hacker U, совладельцем которой является Рыбаков, получила множество предложений от ведущих университетов США о создании аналогичных кибершкол на их базе. Из 150 компаний, входящих в его орбиту, три пришлось закрыть (одну в России и две за рубежом) из-за падения выручки до 95%. Однако эти предприятия были закрыты лишь в организационном смысле, а их интеллектуальные активы и команды были присоединены к другим, более устойчивым компаниям.
Главный урок, извлеченный из пандемии, по словам Рыбакова, заключается в том, что «Технониколь» умеет эффективно справляться с «черными лебедями» и превращать их в новые возможности. Кризис также форсировал внедрение более эффективных бизнес-процессов, например, дистанционный монтаж оборудования без необходимости массового привлечения иностранных специалистов. Однако сегодня перед бизнесом стоит новый, не менее острый вызов – стремительный рост инфляции. Цены растут, и ключевой задачей становится своевременное повышение заработной платы сотрудникам, поскольку качественные специалисты становятся дефицитным ресурсом. Компания уже индексирует зарплаты в среднем на 15-20%, для низкооплачиваемых позиций – на 30-50%, а в следующем году планируется очередное повышение на 15%. Рыбаков подчеркивает, что «официальная инфляция – это политический инструмент, реальная инфляция – гораздо больше».
Управление империей и жизненная миссия
Игорь Рыбаков управляет обширной бизнес-империей, насчитывающей около 150 компаний. Децентрализованная модель управления позволяет эффективно координировать такую структуру. Промышленные предприятия объединены в тематические стратегические бизнес-единицы (СБЕ), каждая из которых возглавляется управляющим партнером-совладельцем, несущим основную ответственность за операционное управление. Аналогичным образом организованы финансовые сервисы и технологии. Таким образом, сам Рыбаков не вовлечен в повседневные операции каждой группы. Его основная задача и миссия – это построение партнерских отношений, осуществление сделок слияния и поглощения, а также менторство и наставничество для управляющих партнеров.
Делом своей жизни Игорь Рыбаков считает не бизнес, а филантропическую деятельность, связанную с обеспечением качественного образования для детей в возрасте до 12 лет. Он одержим идеей создания по всему миру более 10 000 уникальных детских садов и начальных школ нового поколения под брендом Rybakov PlaySchool. Цель этих учреждений – воспитать в детях две ключевые компетенции: способность защищаться от злоупотребления властью и контролем, а также умение замысливать и достигать желаемого с помощью имеющихся ресурсов. Эти навыки, по мнению Рыбакова, станут фундаментом для ощущения защищенности и повышения качества жизни, позволят будущим взрослым строить жизнь по своим собственным правилам, а не следовать чужим.
Выбор возрастного диапазона до 12 лет обоснован научными исследованиями, удостоенными Нобелевской премии, которые доказывают, что именно в этот период формируется 80-90% того, что предопределяет дальнейшую взрослую жизнь человека. Однако, по наблюдению Рыбакова, современный мир игнорирует этот факт, фокусируясь в основном на старшей школе и высшем образовании. Поэтому он и его супруга Екатерина сконцентрировали свои усилия именно на дошкольном и младшем школьном образовании.
Методика Rybakov PlaySchool базируется на трудах всемирно известного ученого Льва Семеновича Выготского, чьи идеи лежат в основе многих лучших школ мира. Программа была сертифицирована в соответствии со всеми законодательными требованиями, соответствует ФГОС и включена в навигатор программ ФИРО РАНХиГС. Сегодня эту технологию применяют уже более 400 образовательных учреждений в России и за рубежом. Планируется открытие Rybakov PlaySchool и в Казахстане; в настоящее время ведутся переговоры с одним из крупных застройщиков жилья о возможном оперировании детскими садами и школами в его жилых комплексах.
Проект Rybakov PlaySchool не является благотворительным в традиционном смысле, а представляет собой модель социально-преобразующего инвестирования, так называемую low-profit company. Ее задача – быть устойчивой и окупать себя за счет оплаты за обучение, но без цели распределения дивидендов. Такой подход позволяет привлекать других предпринимателей, желающих строить Rybakov PlaySchool в различных регионах, что невозможно при чисто благотворительной модели. Фактически это франшиза или партнерская сеть, где каждое заведение автономно, но подключено к единому децентрализованному методологическому центру. Сам Игорь Рыбаков планирует построить 30 таких школ и детских садов, обеспечив около 5 000 мест, при стоимости одного места в 1,2 млн рублей. В 2020 году на премии Rybakov Prize он публично заявил о намерении направить половину состояния своей семьи, или 100 млн долларов в течение 10 лет, на развитие образования. В Москве стоимость обучения по трехлетнему контракту составляет 36 тыс. рублей в месяц, что по местным меркам является средней или даже ниже средней ценой, стимулируя долгосрочное взаимодействие. Для семей, которые не могут оплатить обучение, предусмотрены гранты от Рыбаков Фонда. Важным аспектом их семейной философии является решение не оставлять детям капитал в наследство, а создать для них «наследие» в виде сети образовательных учреждений, возвращая семейный капитал обществу.
Клуб «Эквиум», девиз и учителя
Помимо основных бизнесов и филантропии, Игорь Рыбаков активно занимается поддержкой предпринимателей через клуб «Эквиум». Здесь он делится проверенными на практике приемами, которые приводят к успеху, помогая состоявшимся предпринимателям в 10 раз усилить свой бизнес-потенциал. Клуб решает важную проблему постсоветских стран, когда успешные бизнесмены, достигнув определенного уровня, начинают «охранять» свой успех, изолироваться, иногда уезжают за рубеж, вместо того чтобы реинвестировать средства в развитие собственной страны. Подобное «зависание» негативно влияет на экономический рост. В клубе «Эквиум» предприниматели общаются с коллегами, видят примеры дальнейшего роста и мотивируются к новому развитию, что позитивно сказывается на благосостоянии всей страны.
Жизненный девиз Игоря Рыбакова звучит так: «Я хочу всех сделать богатыми». Он объясняет это тем, что ему «более кайфово» жить среди богатых людей, поскольку они чаще покупают продукцию его заводов, способствуют увеличению налоговых поступлений и развитию инфраструктуры (больниц, дорог). Для него богатство – это не только деньги, но и особый способ жизни, обеспечивающий более высокое качество жизни. Он критически относится к идеям «социальной стабильности», которые, по его мнению, зачастую консервируют бедность. Все его действия, включая образовательные проекты, направлены на реализацию этого девиза.
Рассуждая о жизненных принципах, Рыбаков отметил, что длительное наблюдение за результатами различных решений на протяжении поколений и в разных географических условиях формирует подобие научного знания или мудрости. Он убежден, что в мире существует не так много законов жизни и бизнеса, и если их знать и применять, то успех обеспечен. Если же эти законы игнорировать, то возникают «травмы и несовместимость с жизнью». Он подчеркивает важность обучения у настоящих учителей, которые обладают «картами минных полей» и знаниями о том, как избегать ловушек, в отличие от тех, кто учится лишь «у жизни» или у анонимных онлайн-источников. Своими ближайшими и сильными учителями он называет Рубена Варданяна, у которого он учится бизнесу, и свою супругу Екатерину, чья семья является для них с Катей ролевой моделью.
Капитал и новые горизонты
После того как его состояние достигло первого миллиарда долларов в 45 лет, перед Игорем Рыбаковым встал вопрос о его разумном возвращении в общество в преобразованном виде – через строительство школ нового поколения. В процессе реинвестирования этого миллиарда его состояние выросло до 2 млрд долларов, что привело к важному открытию: «как только ты расширяешь размер пользы для других, твой капитал приумножается». Это он называет одним из главных законов жизни. Исходя из этого принципа, Рыбаков ставит перед собой амбициозный KPI: к 2030 году заработать 10 млрд долларов, предсказывая при этом, что состояние каждого из его партнеров вырастет минимум в 10 раз. Для Рыбакова деньги – это «весла, которыми я себя передвигаю в направлении своих замыслов», и он ощущает взаимность в отношениях с ними. Его главная мотивация и «одержимость» – изменение мира к лучшему через качественное образование детей, и он намерен достичь этой цели.

