Конкуренция на рынке товаров и услуг положительно влияет на производство и качество продукции, а также способствует установлению справедливых цен. Однако иногда действия компаний могут принимать форму недобросовестной конкуренции, что запрещено в Казахстане.
В этой статье мы обсудим ключевые признаки недобросовестной рекламы и возможные юридические риски, связанные с её использованием.
Что такое недобросовестная реклама?
Для увеличения спроса и укрепления имиджа брендов компании активно используют рекламу. Реклама — это информация, распространяемая в различных формах для широкой аудитории, с целью создания интереса к товарам и услугам и стимулирования их продаж.(1)
Реклама должна быть правдивой и узнаваемой.(2) Но не всегда она соответствует этим требованиям.
Закон относит недобросовестную рекламу к ненадлежащей рекламе. Признаки недобросовестной рекламы включают:
- сравнение рекламируемых товаров с товарами конкурентов;
- содержание заявлений или изображений, порочащих репутацию конкурента;
- введение потребителей в заблуждение посредством копирования фирменных элементов;
- искажение информации о характеристиках товара;
- дискредитация лиц, не использующих рекламируемые товары;
- реклама запрещенных товаров в РК.(3)
Реклама с определенными утверждениями
Компании часто рекламируют товар с определенными утверждениями, такими как «100% натуральный продукт». Информация должна соответствовать действительности, чтобы избежать недобросовестной рекламы.
Если реклама требует пояснений, необходимо наличие примечания. Например, если товар на 99% натуральный, это должно быть указано.
Потребители и госорганы могут запрашивать информацию о товаре. Закон о защите прав потребителей требует предоставления полной информации о товаре и продавце.(4)
Например, утверждение «№1 на рынке» без уточнения может ввести в заблуждение, если данные касаются только европейского рынка.
Ответственность за недобросовестную рекламу
По Предпринимательскому кодексу, недобросовестная конкуренция включает недобросовестную рекламу.(5)
Нарушение требований законодательства может повлечь штрафы: до 1 500 МРП за недобросовестную конкуренцию, до 50 МРП за введение в заблуждение, до 400 МРП за недобросовестную рекламу.(7-9)
Реклама в Казахстане должна быть на казахском и русском языках. Нарушение этого требования также влечет штраф.(10-11)
Таким образом, реклама должна соответствовать законодательству по форме и содержанию. Юридический анализ перед запуском рекламы может снизить риски.(12)
1 п. 1-2 ст. 3 Закона РК от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе».
2 п. 1 ст. 6 Закона о рекламе.
3 п. 1 ст. 7 Закона о рекламе.
4 п. 1 ст. 10 Закона РК от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК «О защите прав потребителей».
5 п. 1 ст. 177 Кодекса РК от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан».
6 п. п. 5 п. 2 ст. 177 Предпринимательского кодекса.
7 п. 2 ст. 163 Кодекса РК от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК «Об административных правонарушениях».
8 п. 1 ст. 190 КоАП.
9 п.п. 1 п. 2 ст. 455 КоАП.
10 п. 2 ст. 6 Закона о рекламе.
11 п. 3 ст. 455 КоАП.
12 Статья носит информационный характер и не призывает к действиям.
Азамат Гумаров, руководитель юридической практики SCHNEIDER GROUP в Казахстане.
Айгерим Калибекова, младший юрисконсульт SCHNEIDER GROUP в Казахстане

