Вход

Развитие e-commerce Рамилем Мухоряповым

09 июля 2021 16:34

Десятилетие успешного ведения проектов в Chocofamily

Холдинг Chocofamily был основан в 2011 году. С тех пор компания управляет такими проектами, как Chocolife, Lensmark, Chocofood, Chocotravel, Aviata, iDoctor, «Рахмет» и «Рядом».

Рамиль Мухоряпов, основатель Chocofamily, родился 21 декабря 1984 года в Алматы в семье врача и бизнесмена. Он вспоминает, что предпринимательские навыки развивались у него с юных лет: вместе с братом он продавал яблоки и газеты на улице. После школы он поступил в Финансовую академию при Правительстве РФ в Москве на факультет финансов и кредита.

«Поступление было важным этапом в моей жизни. Если бы я остался в Казахстане, мои амбиции могли быть гораздо скромнее. Труд приносит успех», — делится Рамиль.

В 2010 году, находясь в Москве, Рамиль впервые воспользовался купонным сервисом BigLion для игры в боулинг с соседом по квартире Николаем Мазенцевым. Полученная скидка в 90% вдохновила его на внедрение подобной модели в Казахстане.

В январе 2011 года была собрана команда, которая создала сайт Chocolife.me. Первоначальный капитал в размере 105 тысяч долларов был собран из средств предыдущего бизнеса и от близких. Сооснователем компании стал школьный друг Рамиля, Анвар Бакиев.

«Я всегда думал, что деньги сделают бизнес успешным, но это не так. Чтобы стать успешным предпринимателем, нужны годы опыта. Необходимо минимум 3-4 года, чтобы заниматься разными проектами, научиться управлять персоналом, финансами, маркетингом и продажами. Это требует времени», — утверждает Рамиль Мухоряпов.

Проект Chocolife окупился через шесть месяцев. К концу 2011 года оборот компании составил 1 млн долларов. Рамиль и Анвар решили расширить спектр услуг и через год запустили два новых проекта: сервис по покупке и доставке контактных линз Lensmark и интернет-гипермаркет Chocomart.

В 2013 году компания привлекла первые инвестиции. Казахстанская компания DEMUS Capital вложила 400 тысяч долларов, что позволило запустить еще два проекта: сервис доставки еды Chocofood и сервис поиска билетов Chocotravel.

К 2014 году компания выросла из небольшого коллектива в 15 человек до большого холдинга с командой из 150 сотрудников.

Второй раунд инвестиций Chocofamily привлекла в 2016 году от Мурата Абдрахманова, основателя Astel и KazTransCom, который вложил 1 млн долларов. Эти средства были использованы для улучшения существующих сервисов. В том же году Chocofood получила второе место в номинации «Сетевые сервисы» на интернет-премии Award.kz.

Третий раунд инвестиций состоялся в 2017 году: 700 миллионов тенге от Тимура Турлова и Адиля Нургожина. В тот же период холдинг выкупил двух конкурентов: сервис по доставке еды FoodPanda и сервис по продаже купонов BeSmart. Кроме того, Chocofamily приобрела 40% в проекте iDoctor.kz, а к концу года увеличила долю до 67%. В том же году холдинг продал Chocomart компании «Казахтелеком».

К 2018 году холдинг приобрел сильнейшего конкурента в сфере продажи билетов — Aviata, которая позже объединилась с Chocotravel. В марте 2018 года запущено приложение «Рахмет» — мобильный кошелек.

В 2019 году Chocofamily привлекла новый раунд инвестиций в размере 5 миллионов долларов от главы BI Group Айдына Рахимбаева. К концу 2019 года Aviata полностью перешла под управление Chocofamily.

В сентябре 2020 года был анонсирован новый проект — сервис бесплатной доставки продуктов «Рядом».

Несмотря на пандемию, большинство проектов развивались стабильно. Например, заказы в Chocofood выросли на 82%, а транзакции через «Рахмет» увеличились в 4,4 раза по сравнению с 2019 годом. Сервисы по продаже билетов также показали рост. По сравнению с первым полугодием 2019 года, Chocotravel увеличил продажи авиабилетов на 8% и ж/д билетов на 62%.

К концу года акции холдинга разместились на Astana International Exchange (AIX) с публичными облигациями на сумму 15 миллионов долларов и ставкой 10,25% годовых. Полученные средства планируется использовать для рефинансирования текущих займов и развития проектов «Рахмет», «Рядом» и Chocofood.kz.

Рамиль Мухоряпов отметил, что цель холдинга Chocofamily — сделать из «Рахмет» суперапп, объединяющий все сервисы компании.

Источник