Вход

Эра логистики: как Atasu Group стимулирует грузопотоки?

07 июля 2021 10:00

Эра логистики: Взгляд Atasu Group на рынок и перспективы грузоперевозок

Фото: Руслан Пряников

В условиях глобальной пандемии сектор логистики продемонстрировал устойчивый рост, отличаясь от многих других отраслей. Об этом в интервью Kapital.kz сообщил Марат Жуман, президент транспортно-логистической компании Atasu Group. Он также затронул актуальные вопросы, такие как возросший спрос на аренду вагонов и контейнеров, а также представил свое видение о том, как Казахстан может укрепить свои позиции на мировом логистическом рынке через эффективное сотрудничество между государством и частным сектором, несмотря на сохраняющиеся сложности с экспортом товаров в Китай.

Влияние пандемии на Atasu Group

По словам Марата Жумана, компания Atasu Group практически не ощутила негативных последствий пандемии COVID-19. Напротив, в 2020 году наблюдался значительный рост: показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате налогов и амортизации) увеличился более чем на 22%. Этот подъем был обусловлен возросшим товарооборотом из Азии в Европу, что позволило компании нарастить грузооборот более чем на 20% по сравнению с допандемийным 2019 годом. Прогнозируется дальнейший рост, особенно в сфере железнодорожных контейнерных перевозок, чему способствует повышенная потребность в оперативной доставке грузов, усиленная цифровизацией экономик и развитием маркетплейсов. В качестве примера приводится существенная разница в сроках доставки: железнодорожный транспорт из Шэньчжэня (Китай) до Нюрнберга (Германия) занимает около 15 дней, в то время как морской путь требует до трех месяцев.

Цифровая трансформация в период кризиса

Пандемия также послужила катализатором для корректировки стратегии развития Atasu Group, прежде всего в направлении цифровизации. Локдауны и карантинные меры подчеркнули критическую важность скорости в доставке грузов, что ускорило внедрение инновационных решений. Компания гордится своими достижениями в этом сегменте, оптимизировав множество бизнес-процессов.

В частности, была внедрена технология Robotic Process Automation (RPA) от казахстанского разработчика Python RPA Ltd. Эти программные роботы, являясь «виртуальными сотрудниками», автоматизируют рутинные операции, такие как учет счетов-фактур, расчеты по возврату порожних контейнеров и создание электронного архива транспортных накладных. Это позволило значительно повысить эффективность и точность работы.

Одним из ключевых достижений является создание серверной версии Rail-тариф с собственным интерфейсом, интегрированным в учетную программу компании. Это упростило управление вагонами и обеспечило регулярное получение данных о дислокации и состоянии подвижного состава каждые четыре часа, что позволяет оперативно реагировать на любые изменения. Atasu Group является одной из немногих компаний в Казахстане, достигших такого уровня автоматизации.

Кроме того, компания внедряет услугу Fulfillment, основанную на американской складской программе WMS, что позволит полностью автоматизировать и оптимизировать складские процессы. Приобретение российской системы УАТ для управления автомобильным транспортом, запуск приложения курьерской доставки и программы по управлению контейнерной площадкой дополнили комплекс мер по адаптации бизнеса к новым условиям, подчеркивая ценность времени и человеческих ресурсов.

Тенденции и вызовы казахстанского рынка логистики

В период ослабления карантинных мер проявилась четкая тенденция к росту востребованности железнодорожных перевозок. Это объясняется тем, что автоперевозчики сталкивались с большими трудностями при пересечении границ (например, двухнедельный карантин для водителей), в то время как грузы по железной дороге перемещались беспрепятственно. Также наблюдался всплеск спроса на курьерские услуги, вызванный ростом онлайн-заказов через маркетплейсы.

Однако, одной из главных проблем рынка остается затрудненный экспорт товаров из Казахстана в Китай. Из-за карантинных мер китайским грузчикам запрещено вручную разгружать тары, что приводит к значительным пробкам на автомобильных и железнодорожных пограничных пунктах. При этом импорт товаров из Китая в Казахстан осуществляется без проблем. На правительственном уровне ведутся переговоры по урегулированию этой ситуации, но пока без видимых результатов.

Инфраструктура и транзитный потенциал Казахстана

Несмотря на выгодное географическое транзитное положение, Казахстан нуждается в модернизации транспортной инфраструктуры. Многие железнодорожные станции функционируют со времен СССР и требуют расширения. Необходимо строительство дополнительных железнодорожных путей и терминалов. Приоритетное развитие логистики и создание продуманной логистической цепочки в сочетании с качественной инфраструктурой могут значительно увеличить объемы транзитных перевозок, расширить экспорт и торговые связи страны.

Учитывая отсутствие прямого выхода к морским путям, акцент должен быть сделан на развитии железнодорожных, автомобильных и авиаперевозок, с особым вниманием к железнодорожному транспорту. Железнодорожные перевозки обладают массой преимуществ: они более эффективны и надежны на больших расстояниях, особенно в суровых климатических условиях Казахстана, не подвержены влиянию буранов или гололеда. Качество железнодорожной инфраструктуры должно соответствовать мировым стандартам, а частным компаниям должны быть предоставлены все возможности для развития.

Atasu Group активно инвестирует в развитие железнодорожного направления. С 2018 года в инфраструктуру и приобретение железнодорожных вагонов и грузового автотранспорта было вложено более 100 млн долларов. Компания была одной из первых, кто построил перегрузочные терминалы на границе с Китаем. Марат Жуман выражает уверенность, что Казахстан имеет все шансы стать ключевым логистическим хабом в Центральной Азии.

Структура перевозок Atasu Group и стратегическое видение

В портфеле Atasu Group железнодорожные перевозки занимают доминирующую долю – около 80%, автомобильные составляют 18%, а авиаперевозки – 2%. Компания предлагает полный спектр логистических услуг, включая мультимодальные перевозки, погрузо-разгрузочные и складские услуги, курьерскую доставку и таможенное брокерство.

Участие Марата Жумана в конкурсе EY «Предприниматель года» в Казахстане (2018) и его представление страны на международном этапе в Монако (2019) оказали значительное влияние на его видение бизнеса и жизни. Общение с мировыми лидерами бизнеса предоставило колоссальный объем информации и укрепило стремление Atasu Group к достижению глобальных целей, таких как расширение сотрудничества между Казахстаном и странами Средней, Юго-Восточной Азии и Европы через развитие логистики. В этом году Atasu Group отмечает 23-летие своей деятельности.

Недавно Atasu Group присоединилась к Европейской бизнес-ассоциации Казахстана (ЕВРОБАК), что открывает новые возможности для взаимодействия с международным бизнес-сообществом, установления контактов с предпринимателями и дипломатическими представительствами европейских стран, что важно для дальнейшего развития бизнеса и продвижения казахстанской логистики за рубежом.

Марат Жуман убежден, что только совместными усилиями игроков рынка, государства, иностранных партнеров и инвесторов Казахстан сможет реализовать свой потенциал и стать значимым транзитным хабом в Центральной Азии.

Источник