Вход

Госпрограммы в одном окне: как реализуют проект msb.kz?

20 мая 2021 10:00

Новая платформа msb.kz уже обработала заявки от предпринимателей на сумму свыше 20 млрд тенге, как сообщают ее создатели Вячеслав Попов и Максим Барышев. Сервис призван значительно упростить доступ к государственным и частным программам поддержки бизнеса.

Фото: Руслан Пряников

В условиях современного рынка казахстанский бизнес, особенно малый и средний, часто сталкивается с трудностями в поиске и получении мер государственной и частной поддержки. Несмотря на наличие многочисленных программ, предприниматели регулярно задаются вопросами о том, какие меры существуют, какие из них им подходят и как их получить. Это, по мнению председателя регионального совета Палаты предпринимателей Алматы Максима Барышева, становится серьезным барьером для развития МСБ.

Для решения этой проблемы Максим Барышев и его партнер Вячеслав Попов, совместно с командой специалистов, разработали инновационную платформу msb.kz. Этот агрегатор/маркетплейс программ поддержки позволяет предпринимателям быстро, без отрыва от основной деятельности, найти подходящие программы и подать заявку всего за несколько кликов.

О деталях реализации проекта msb.kz Вячеслав Попов и Максим Барышев рассказали в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

– Вячеслав, Максим, расскажите о вашем сервисе. Как возникла идея его создания?

Вячеслав Попов: Во время моей работы в центре QOLDAÝ я часто наблюдал, как консультанты тратят значительное время на разъяснение предпринимателям существующих мер господдержки – республиканских, региональных. Чтобы получить эту информацию, предпринимателю приходилось буквально обходить множество инстанций: профильные министерства, акиматы, НПП «Атамекен», «Даму», а также банки и другие финансовые институты. В каждой организации ему задавали уточняющие вопросы о городе, виде деятельности, объеме производства и желаемом финансировании. Процесс подачи заявки и ожидания обратной связи мог занимать от полутора до шести месяцев, что крайне неэффективно для малого и микробизнеса, где каждый день на счету.

Первые шаги по оптимизации мы сделали еще в QOLDAÝ, сократив время консультации с 2,5 часов до 40 минут благодаря сбору данных из статистических баз и оцифровке мер господдержки с фильтрацией по ОКЭД и регионам в Excel. Тогда же мы начали обсуждать с Максимом Барышевым идею создания msb.kz, но проект был временно приостановлен из-за пандемии и моей работы над InfoAlmaty, который позже трансформировался в InfoKazakhstan. К msb.kz мы смогли вернуться только после стабилизации ситуации.

Максим Барышев: Мы возобновили работу над проектом, набрали новую команду и запустили пилотную версию в Алматы всего за две недели при поддержке городского акимата. Наша главная цель – поставить предпринимателя в центр экосистемы, сделав так, чтобы все государственные органы и финансовые институты вращались вокруг него, предлагая кратчайший путь к получению необходимой поддержки.

– Как функционирует платформа msb.kz?

Вячеслав Попов: Пользователю достаточно зайти на сайт msb.kz и ввести свой БИН или ИИН (для ИП). В течение трех секунд система автоматически собирает информацию о компании из более чем 20 открытых источников (таких как kgd, stats и другие), формирует ее полный профиль и предлагает наиболее подходящие меры государственной и частной поддержки.

Далее предприниматель, подобно выбору товаров в интернет-магазине, выбирает интересующие его программы, ориентируясь на цель, вид финансирования, процентную ставку или другие условия. При необходимости он дополняет информацию и подписывает заявку с помощью ЭЦП или иных методов верификации. Заявка одновременно направляется оператору, администратору, кредитору и другим заинтересованным сторонам. Вся процедура занимает не более пяти минут. В регламентированные сроки с предпринимателем связываются или отправляют ответ в личный кабинет системы, дублируя уведомления по электронной почте и СМС.

Максим Барышев: Важно отметить, что копия заявки поступает не только в банк (например, по программе «Даму»), но и в управления предпринимательства городов и регионов, которые являются администраторами программ и отвечают за показатели роста бизнеса и занятости. Таким образом, система информирует сразу три курирующие организации, которые затем напрямую взаимодействуют с предпринимателем. Мы ведем трекинг каждой заявки и осуществляем мониторинг. В будущем в системе можно будет отслеживать статус заявки (отказ, одобрение, выдача и т.д.). На республиканском уровне эти данные будут передаваться в проектные офисы при акиматах и Министерстве национальной экономики, что позволит им принимать обоснованные решения об изменении условий программ, выявлять лидеров среди банков по предоставлению поддержки и создавать глубокую аналитику для повышения эффективности государственных программ, а также инициировать новые меры поддержки или упразднять неэффективные.

Вячеслав Попов: На данный момент в системе представлены только финансовые меры поддержки, но вскоре мы планируем добавить и инфраструктурные, предоставляемые СПК «Алматы», например, информацию о промышленных парках, индустриальных зонах, креативных пространствах и других объектах. В перспективе также будет реализована грантовая поддержка бизнеса, что позволит начинающим предпринимателям моделировать подходящие грантовые программы, указывая вид деятельности и первоначальный капитал. Грантовые программы будут включать как государственные, так и негосударственные фонды.

Максим Барышев: Для министерств, операторов, администраторов и кредиторов в системе формируется специализированная аналитика, которая настраивается и дорабатывается под конкретного клиента. Кроме того, платформа интегрирована с сервисом проверки благонадежности бизнеса, что позволяет мгновенно выявлять потенциальные риски и ограничения, такие как наличие налоговых задолженностей или статус лжепредприятия.

– Проект получил поддержку акимата Алматы?

Вячеслав Попов: Да, мы презентовали наш проект Бакытжану Сагинтаеву, который выразил полную поддержку инновационным инициативам и предложил запустить пилотную версию в Алматы, по аналогии с InfoAlmaty.

Максим Барышев: Для местных исполнительных органов (МИО) одной из ключевых проблем является отсутствие единой аналитической системы. Это затрудняет получение в режиме онлайн данных о количестве действующих предприятий, налогово активных субъектах и занятости, а также учет и анализ эффективности мер господдержки. В итоге, становится сложно прогнозировать влияние этих мер на ключевые показатели развития города или региона.

Вячеслав Попов: В рамках проекта мы стремимся создать крупнейшую в Казахстане информационно-аналитическую систему с геокартой, которая будет собирать обширные данные по городам, регионам, видам деятельности, занятости, налоговым поступлениям, экспортной выручке, инвестиционному потенциалу и многому другому. Это откроет новые возможности для развития бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности как регионов, так и страны в целом. Сейчас мы тестируем все процессы и механизмы на примере Алматы, а затем планируем масштабировать систему на республиканский уровень.

Размещение на главной странице сайта значков акимата и «Атамекена» объясняется тем, что акимат является администратором государственных программ и отвечает за их реализацию, а НПП «Атамекен» – крупный оператор нефинансовых мер поддержки. При этом важно подчеркнуть, что наш проект является на 100% частным.

– Сервис является бесплатным для пользователей?

Максим Барышев: Да, для предпринимателей и местных исполнительных органов он бесплатен. Однако для финансовых институтов, включая банки, предусмотрена платная основа.

– Сколько заявок уже поступило через msb.kz с момента запуска?

Вячеслав Попов: Система была запущена 16 апреля. С этого момента мы получили около 458 заявок на общую сумму 20 миллиардов тенге, при этом средний размер заявки составляет примерно 25 миллионов тенге. Банки были приятно удивлены таким потоком качественных заемщиков. На сегодняшний день предварительно одобрено 5 заявок на сумму 35 миллионов тенге. Мы знаем, что количество одобрений фактически больше, но выдача средств временно приостановлена, так как банки ожидают поступления бюджетных траншей по госпрограммам.

– Вы сотрудничаете со всеми казахстанскими банками?

Максим Барышев: Да, у нас заключены соглашения со всеми банками Казахстана.

– Планируется ли интеграция системы с Первым кредитным бюро?

Вячеслав Попов: Мы уже достигли договоренности с ПКБ. Предполагаем, что через один-два месяца будет установлено прямое API, что позволит нам направлять заявки непосредственно в скоринг-системы банков или их CRM-системы, по аналогии с нашей текущей интеграцией с сервисом проверки контрагентов ПК-учет. Тем не менее, банки в любом случае проводят собственную идентификацию и скоринг всех поступающих заявок.

– Будет ли отслеживаться эффективность государственных программ?

Максим Барышев: Безусловно. По каждой компании, получившей государственную поддержку, будет автоматически подтягиваться информация по налогам, численности сотрудников и другим показателям из pk.uchet.kz и интегрированных баз данных. Таким образом, эффективность мер поддержки можно будет анализировать в разрезе каждой программы, отраслей предпринимательской деятельности, регионов регистрации бизнеса, а также по динамике налоговых отчислений и занятости населения до и после получения этой поддержки.

Вячеслав Попов: Мы активно работаем над этим функционалом. Сбор, актуализация, очистка и визуализация данных со всех источников для геокарты занимает несколько месяцев.

– Насколько система защищена от кибератак?

Максим Барышев: Мы успешно прошли тестирование на информационную безопасность, и все данные хранятся на защищенных серверах.

– Существуют ли аналогичные разработки в странах СНГ?

Вячеслав Попов: Насколько нам известно, нет. Несколько недель назад мы встречались с российскими консультантами, которые выразили удивление нашим проектом. Мы проинформировали их, что наша разработка запатентована как интеллектуальная собственность, в том числе и в России, и предложили сотрудничество только на техническом уровне. Фактически, никто, кроме нас, не имеет права реализовать подобный проект в СНГ.

– Планируется ли разработка мобильного приложения?

Вячеслав Попов: Наш сайт полностью адаптивен, и его мобильная версия работает быстрее любого приложения. Сегодня 80% трафика приходится на мобильный интернет, и мы видим, что большинство заявок (80%) подаются со смартфонов. Если возникнет явная необходимость, мы, конечно, разработаем отдельное мобильное приложение.

– Вы упомянули, что msb.kz – это частный проект. Какой объем инвестиций был в него вложен?

Вячеслав Попов: В данный момент я не могу раскрывать эту информацию. Однако могу сказать, что мы уже достигли точки безубыточности: генерируемый трафик для банков и кешбэки позволяют нам поддерживать функционирование системы. Если мы сохраним текущие темпы развития, то, по нашим оценкам, окупаемость инвестиций наступит примерно через год-полтора. При этом важно понимать, что каждый модуль проекта является капиталоемким и требует постоянного динамического развития и дополнительных вложений.

– Какой бенчмарк был взят за основу при создании сервиса?

Максим Барышев: За основу мы взяли платформу CB Insights – крупнейшего информационно-аналитического поставщика данных в Европе. Мы заключили с ними партнерские отношения и теперь изучаем их программы и подходы к аналитике.

Вячеслав Попов: Наша первостепенная задача – помочь предпринимателям быстро найти и получить подходящие меры поддержки. Вторая очередь включает предоставление геокарты, которая позволит бизнесу выбирать оптимальное местоположение, учитывая проходимость или расположение конкурентов. Кроме того, международные компании, планирующие выход на рынок Казахстана, смогут проводить высококачественные исследования по секторам экономики с использованием нашей платформы.

Источник