Для многопрофильных компаний устойчивость в условиях глобальных потрясений, таких как пандемия, значительно выше, поскольку спад в одних секторах может быть компенсирован ростом в других. Фаррух Махмудов, председатель совета директоров Orbis Kazakhstan, отметил, что минувший год стал серьезным испытанием для группы, однако два ключевых направления – Orbis Agro и Orbis Auto – показали наилучшие результаты. При этом, если в автобизнесе маржинальность глобально имеет тенденцию к снижению, то в агропромышленном комплексе существуют обширные возможности для ее увеличения, о чем он подробно рассказал в интервью центру деловой информации Kapital.kz.
– Фаррух Абдигапурович, как группа Orbis Kazakhstan справилась с вызовами прошлого года?
– Прежде всего, нам удалось сохранить весь коллектив и избежать сокращения заработных плат. Пандемия стала серьезным испытанием для всего делового мира, и первые месяцы сопровождались некоторой неопределенностью. Мы оперативно адаптировали внутренние бизнес-процессы, оптимизировали операционные расходы, переведя часть задач на удаленный формат и цифровые платформы. Хотя достичь всех запланированных экономических показателей не удалось, год был завершен удовлетворительно. Учитывая разнообразие дивизионов в Orbis Kazakhstan, вклад каждого в общую выручку был разным. Важно отметить, что сумма налогов и социальных отчислений группы в прошлом году составила 19,1 млрд тенге, что на 3,3 млрд тенге превышает показатель 2019 года. Этот рост обусловлен последовательным развитием и появлением новых подразделений.
– Какие направления бизнеса продемонстрировали наибольшую эффективность в прошлом году?
– Наилучшую динамику показали Orbis Agro и Orbis Auto. В агропромышленный комплекс мы вошли относительно недавно, три года назад, но с долгосрочной стратегией по созданию глубокой переработки продукции. В 2020 году наше агронаправление продемонстрировало почти 40%-й рост производительности благодаря расширению посевных площадей под зерновые и масличные культуры, а также приобретению еще одного элеватора. Сегодня общая площадь обрабатываемых земель превышает 80 тыс. гектаров. Помимо собственного земледелия, мы активно сотрудничаем с соседними хозяйствами по форвардным контрактам.
В прошлом году в Уральске мы приступили к строительству тепличного комплекса World Green Company для выращивания огурцов и томатов, который был введен в эксплуатацию в этом году. Недавно был собран первый урожай огурцов, а в сентябре планируется запуск производства томатов. На текущий год запланирован объем производства овощей в 6200 тонн.
В Кызылординской области мы провели пробную высадку индустриальных томатов. В следующем году планируется более масштабная высадка на 3 тыс. гектаров, и при успешном исходе мы приступим к строительству завода по производству томатной пасты стоимостью 30 млн евро.
Осторожность инвесторов в отношении агросектора создает уникальные возможности для развития нашего бизнеса в этой сфере. В АПК существует множество путей для увеличения маржинальности. Например, производители зерна часто обременены кредитами, в то время как финансирующие их компании и трейдеры получают более высокую прибыль. Мировая тенденция ведет к сокращению числа посредников в производственных цепочках, и мы стремимся к интеграции всех этапов в рамках одной компании.
Это часть концепции создания добавленной стоимости (value chain). Наша цель – развивать вспомогательные производства на базе наших хозяйств, что обеспечит постоянные рабочие места и стимулирует молодежь возвращаться в родные совхозы после обучения. На первом этапе мы запускаем молочно-товарную ферму мощностью 25 тонн в сутки, в планах – еще две такие фермы, затем строительство молокоперерабатывающего предприятия, а в перспективе – птицеводство, животноводство и их переработка. При этом кормовая база будет практически полностью собственной.
Именно такие комплексные подходы позволяют значительно повысить маржинальность агробизнеса. Каждое хозяйство должно стать центром производства продукции с высокой добавленной стоимостью.
– Расскажите, какие подразделения группы столкнулись с трудностями?
– Orbis Trading пострадало из-за локдауна, что привело к закрытию сети фастфуда BBQ. Мы также временно отказались от планов по открытию новых ресторанов, оставив действующим только Capriccio в Алматы, работающий уже три года. Помимо неблагоприятной эпидемиологической ситуации, группа испытывает дефицит человеческих ресурсов для развития ресторанного бизнеса, поскольку сейчас сосредоточено на реализации многих других крупных проектов. Возможно, мы вернемся к этому направлению позже.
Подразделение Orbis Distribution, занимающееся реализацией товаров повседневного спроса от японского производителя Daio Paper Corporation (подгузники, салфетки и т.д.), в прошлом году зафиксировало спад на 60%, так как потребители сократили покупку товаров не первой необходимости.
Orbis Oilfield Services также столкнулось с негативными последствиями карантина. Наше совместное предприятие с Orion, специализирующееся на найме и сертификации персонала для нефтяных месторождений, простаивало в период ограничений и завершило год с низкими показателями.
– Вы упомянули, что Orbis Auto показала хорошие результаты. Насколько выросли продажи и каковы планы по расширению присутствия на рынке?
– В настоящее время мы занимаем около 14% автомобильного рынка. Продажи в наших автосалонах значительно выросли: в 2020 году группа реализовала 10 603 новых автомобиля, что на 1116 единиц больше, чем в 2019 году. Спрос на автомобили в прошлом году превысил наши ожидания, увеличившись на 12%. Что касается расширения доли рынка, мы активно развиваем сеть дилерских центров легковых автомобилей: завершаем строительство двух центров Volkswagen в Алматы и Нур-Султане, приступаем к строительству салонов Porsche и Audi в Нур-Султане, а также двух крупных центров по продаже автомобилей с пробегом (used cars) и одного премиального салона в Алматы. В Костанае практически завершено возведение мультибрендового автосалона, и аналогичный проект стартует в Петропавловске.
– Каков объем инвестиций в автомобильный бизнес запланирован на текущий год?
– Объем одобренных инвестиций на 2021 год составляет 40 млн долларов. По нашим оценкам, потенциал рынка Казахстана составляет 130-150 тыс. автомобилей, тогда как в 2020 году было реализовано около 93 тыс. единиц.
Сегмент автомобилей с пробегом демонстрирует устойчивый рост, поэтому мы создаем сеть центров used cars вокруг наших автосалонов. Это не только приносит дополнительную прибыль, но и стимулирует продажи новых автомобилей.
– Дилерский автоцентр Cadillac Almaty, последний из открытых группой, начал работу перед пандемией, в 2019 году. Инвестиции в него составили 4 млн долларов. Когда планируется окупить эти вложения?
– Изначально мы рассчитывали на срок окупаемости 3-5 лет, но с учетом текущей ситуации пересматриваем этот коридор до 5-7 лет. Для нашей группы это долгосрочные инвестиции, и мы не ставим целью быструю окупаемость.
– Как вы оцениваете ситуацию на рынке Кыргызстана, где вы начали продажи спецтехники также перед пандемией?
– Мы обладаем правами на продажу техники JCB в Кыргызстане и Таджикистане. Первый дилерский центр был открыт в Кыргызстане, но из-за пандемии год завершился с отрицательным результатом. Однако с начала текущего года уже реализовано 6 машин, что свидетельствует о наличии отложенного спроса. Мы планируем расти и расширяться на этом рынке, тем более что у нас есть обязательства перед нашими партнерами – региональным офисом завода в России (JCB Russia) и производителем J.C. Bamford Excavators Ltd. из Великобритании. Думаю, что в этом году мы реализуем еще 10-15 машин.
– Какие еще рынки и отрасли вы считаете перспективными для развития бизнеса?
– Мы открываем дилерский центр JCB в Таджикистане и активно развиваем бизнес в США, где уже приобрели две компании JCB в Джорджии и Алабаме.
– Много ли проектов пришлось отложить из-за пандемии?
– Да, мы планировали построить на Капшагае современную зону отдыха с развитой аквазоной и инфраструктурой. Как только ситуация стабилизируется, мы вернемся к этому проекту.
Также в планах было открытие совместно с турецкими партнерами медицинской клиники полного цикла амбулаторно-поликлинических и диагностических услуг в Нур-Султане.
Еще одним отложенным проектом является строительство тепличного комплекса недалеко от столицы. Тем не менее, несмотря на все вызовы, мы сохраняем оптимистичный настрой и запланировали значительные инвестиции в агро- и автобизнес на этот год.

