В период пандемии многие предприниматели не решаются запускать новые проекты. Таир Ермекбаев принял вызов. Вместе с партнерами он открыл второй капсульный отель CAPS LOCK в Нур-Султане. В интервью корреспонденту Kapital.kz бизнесмен рассказал о трудностях, с которыми столкнулся из-за карантина, и как быстро окупаются инвестиции.
- В феврале 2021 года вы открыли второй капсульный отель в центре Нур-Султана. Не задумывались ли о переносе запуска из-за пандемии?
- Реализация проекта была запланирована еще до пандемии. Мы решили построить отель несмотря ни на что. После ЭКСПО-2017 в Нур-Султане было много гостиниц, но капсульные отели оставались неосвоенными. Сейчас этот рынок слабо развит по всему Казахстану.
При строительстве возникли сложности с поставками материалов из-за рубежа. Оборудование и капсулы мы закупали в Японии и Китае, и поставки могли задерживаться на месяцы. Основной проблемой стало то, что иностранный специалист по монтажу не смог приехать из-за карантина, и мы привлекли местных мастеров. Хотя могли закупить оборудование и в России, но японские и китайские капсулы более технологичны.
- Таир, расскажите о затратах, сколько стоит одна капсула?
- На оборудование ушло более 60% от общей стоимости проекта. Точные цифры назвать сложно, так как есть разные модели и комплектации. Но в среднем, строительство капсульного отеля на 10 капсул площадью 80-100 кв. метров обойдется от 70 тыс. долларов. Цена зависит от оснащения, технологий, дизайна и мебели.
- В октябре 2018 года вы открыли первый капсульный отель в аэропорту Нур-Султана. Окупились ли инвестиции?
- Да, окупаемость составила около трех лет. До пандемии не было убыточных месяцев, оборот превышал расходы. С началом COVID-19 возникли убытки. Для обоих отелей мы привлекали казахстанских инвесторов. По второму отелю переговоры длились более года.
- Насколько снизился спрос на услуги ваших отелей?
- Первый отель не работал около трех месяцев. Во время локдауна спрос упал до нуля, аэропорт был закрыт. После возобновления рейсов спрос восстановился лишь на 10%, доходы упали на 90%. Заполняемость снизилась с 70% до 20-30%. Для восстановления спроса нужно полное возобновление международных рейсов.
- Что вы сделали, чтобы сохранить бизнес?
- Мы сократили затраты на зарплаты, связь и интернет. Уменьшили штат сотрудников в аэропорту с десяти до пяти человек. Скооперировались с другими арендаторами терминала, чтобы один специалист работал в нескольких точках.
- Аэропорт предоставил вам скидки на аренду?
- Да, арендаторам аэропорта были предоставлены скидки.
- Из-за пандемии выросли затраты на клининг?
- Да, доля таких расходов выросла с 15% до 30%. Хотя мы оптимизировали процесс клининга, но расходы увеличились из-за соблюдения санитарных норм.
- Какая поддержка от государства необходима таким отелям?
- Главное, не мешать работать. Предприниматели вкладывают свои ресурсы в развитие бизнеса. Если государство поддерживает бизнес, это должно быть аккуратно и справедливо. Я против активного вмешательства государства в бизнес, кроме отдельных отраслей.
- Изменилась ли ценовая политика капсульных отелей?
- Некоторые гостиницы снизили цены, но мы этого не делали. В аэропорту номер стоит 2 тыс. тенге в час. В новой точке цена от 5 тыс. тенге в сутки за одноместную капсулу, но это временные цены.
- По данным booking.com, в Казахстане работают 5 капсульных отелей. Планирует ли кто-то временно свернуть бизнес?
- В Нур-Султане 4 капсульных отеля, два из них наши. Мы не планируем сворачивать работу, скорее наоборот. Пока нет информации о новых отелях в Нур-Султане.
- Расскажите о ваших посетителях, из каких они стран?
- Около 90% гостей – иностранные пассажиры, для которых Казахстан транзитная страна. 40% из стран СНГ, в основном из России, остальные из Восточной Азии. Также у нас арендуют номера пассажиры из Европы, но их немного. Обычно останавливаются менее, чем на сутки, реже – на двое.
Капсулы комфортные, оснащены вентиляцией, вытяжкой, телевизором, сейфом, шкафом, USB зарядками и розетками. Места общего пользования включают санузел, душевые и гардеробную.
- Думаю, в ваших отелях в основном останавливаются молодые люди….
- В основном у нас останавливаются посетители до сорока лет.
- С какими сложностями вы столкнулись при строительстве отеля в аэропорту?
- Помещение в транзитной зоне, рабочим нужно было получить пропуск и пройти проверку.
- Как долго длится такая проверка?
- Минимум месяц, поэтому ремонт затянулся.
- Как долго длились переговоры с аэропортом по разрешению на строительство?
- Около года. Переговоры затянулись из-за смены руководства аэропорта. Строительство заняло около четырех месяцев. Руководство выставляло требования, например, к количеству капсул. Мы анализировали рынок и пришли к выводу, что для Нур-Султана 10 капсул – это много, но мы рискнули и не прогадали.
- У вас есть планы на новый капсульный отель?
- Это зависит от ситуации с пандемией. Если заболеваемость пойдет на спад и возобновятся рейсы, спрос на капсульные отели вырастет. В Казахстане появится больше таких объектов. Плотность застройки в Нур-Султане и Алматы растет, стоимость аренды увеличивается, и туристы переключатся на бюджетные варианты. Новое поколение будет готово к современным решениям.

