Вход

Как развивать животноводство в Казахстане

23 февраля 2021 10:00

О ключевых предложениях по концепции национального проекта АПК рассказал глава Союза свиноводческих хозяйств Казахстана Анатолий Злой

Фото Ассоциации "Союз свиноводческих хозяйств Казахстана"

Глава Ассоциации «Союз свиноводческих хозяйств Казахстана» Анатолий Злой в недавнем интервью корреспонденту Kapital.kz выразил надежду, что предложения свиноводов будут учтены при разработке концепции национального проекта по развитию агропромышленного комплекса на период 2022-2026 годов. Одним из центральных требований является уравнивание объемов субсидирования свиноводческих хозяйств с другими направлениями мясного животноводства. По его словам, без этого шага Казахстан может столкнуться с ростом цен на свинину. Анатолий Злой также поделился другими инициативами, имеющими принципиальное значение для фермеров.

– Анатолий, Министерство сельского хозяйства недавно провело обсуждение концепции национального проекта развития АПК на 2022-2026 годы с отраслевыми ассоциациями, аграриями и НПП «Атамекен». Вы являетесь членом рабочей группы по этому документу? Если да, какие меры поддержки свиноводства вы предлагаете?

– В рамках обсуждений мы настоятельно рекомендовали не устанавливать приоритеты в развитии различных мясных направлений. В настоящее время свиноводческая отрасль ощущает себя обделенной государственной поддержкой. Субсидии, выделяемые нашему сектору, значительно уступают объемам поддержки, предоставляемой другим мясным отраслям, хотя, по данным нашего союза, более 5 миллионов жителей Казахстана регулярно потребляют свинину.

Для наглядности: производители баранины получают 708 тенге субсидий на килограмм произведенной продукции, говядины – 759 тенге, в то время как свиноводы – лишь 38 тенге на килограмм. Это в 20 раз меньше, и данная сумма включает частичное возмещение затрат на приобретение животных, их выращивание, производство и селекционную деятельность.

Еще одна существенная проблема – дефицит племенного материала в стране. Племенное животноводство является стратегически важным ресурсом для продовольственной безопасности и определяет продуктивный потенциал всего товарного животноводства. Для смягчения дефицита племенных свиней государство субсидирует селекционно-племенную работу. В 2020 и 2021 годах на эти цели было выделено около 900 миллионов тенге, что составляет всего около 2% от общей суммы государственных субсидий на животноводство.

Мы признательны Министерству сельского хозяйства за поддержку селекции, что позволяет свиноводам развивать отрасль и повышать продуктивность маточного поголовья. Однако мы предлагаем пересмотреть механизм предоставления этой поддержки.

В частности, было предложено субсидировать расходы на содержание племенных свиней не один раз в год за случной сезон, а дважды. Это обусловлено тем, что свиноматка способна давать потомство до 2,4 раза в год. Такая мера значительно стимулирует развитие племенного свиноводства в Казахстане.

– Как функционирует нынешний механизм субсидирования селекционной деятельности?

– Расходы фермеров на содержание одной племенной свиноматки варьируются от 200 до 400 тысяч тенге в год, в зависимости от степени автоматизации свинокомплекса. Однако государство возмещает из этой суммы лишь 40 тысяч тенге. При импорте племенной свиноматки стоимостью, например, 100 тысяч тенге, фермер получает разовую субсидию в 50 тысяч тенге. Если же особь стоит 400 тысяч тенге, максимальная годовая субсидия не превышает 140 тысяч тенге, и эта выплата также осуществляется однократно в год.

Племенные свиноматки чаще всего импортируются из России, Канады, Дании, Германии и Швейцарии, что означает приобретение за валюту, курс которой постоянно колеблется. Учитывая это, а также особые требования к уходу и специальным комбикормам для племенных животных, мы предлагаем Минсельхозу выплачивать субсидии на селекцию дважды в год.

– Какие еще предложения были озвучены Министерству сельского хозяйства?

– В настоящее время размер инвестиционной субсидии для свиноводов составляет 25%. Мы предлагаем увеличить ее до 30%, чтобы при строительстве свиноводческих комплексов, приобретении оборудования для репродукторов и подведении инфраструктуры государство возмещало треть затрат. Это сделает свиноводство более привлекательным для инвесторов.

Существует также проблема с оценкой залогового имущества банками. Они занижают стоимость свиноводческих ферм на 40-60%, даже если комплексы оснащены современным инновационным оборудованием. Аргумент банков о расположении ферм в сельской местности, а не в городе, не выдерживает критики, ведь животноводческие комплексы естественно строятся в селе. Эта проблема обсуждается годами, но остается нерешенной.

Одним из ключевых барьеров, сдерживающих развитие отрасли, является постоянный пересмотр правил господдержки животноводства каждые полгода, причем не всегда в пользу фермеров. Эта нестабильность заставляет животноводов "сидеть как на пороховой бочке", опасаясь отмены или сокращения субсидий.

Если государство гарантирует стабильное субсидирование свиноводов хотя бы в течение пяти лет, это позволит им формировать долгосрочные планы по затратам на корма, строительство ферм, логистику и заработную плату. Инвестиции в животноводство носят долгосрочный характер, окупаемость которых составляет несколько лет, и отдача от субсидий становится заметной лишь со временем. Нестабильность же не позволяет фермерам прогнозировать свои обороты и гарантировать выполнение обязательств перед поставщиками и банками. Поэтому в концепции АПК необходимо четко зафиксировать, что размер субсидий не будет снижаться в течение 5-7 лет, что позволит фермерам ставить долгосрочные цели.

– Какого экономического эффекта можно ожидать, если Министерство сельского хозяйства прислушается к вашим предложениям?

– Реализация предложенных мер позволит свиноводам наладить экспорт свинины в Китай, где этот вид мяса пользуется высоким спросом. Напомним, в сентябре 2019 года был подписан Протокол между Минсельхозом РК и Главным таможенным управлением Китая (ГТУ) о порядке экспорта свинины в КНР, а также согласованы ветеринарные сертификаты. В настоящее время на рассмотрении ГТУ КНР находятся заявки от четырех казахстанских свиноводческих предприятий на получение разрешения для экспорта. По нашим расчетам, экспорт 150 тысяч тонн свинины в Китай принесет Казахстану около 500 миллионов долларов дополнительной экспортной выручки, создаст новые рабочие места и увеличит налоговые поступления в государственную казну.

– Фермеры часто акцентируют внимание на субсидиях. Почему бы им не стремиться обходиться без них или умерить свои запросы?

– Возможно, без субсидий можно было бы обойтись при более стабильной мировой и казахстанской экономике. Возьмем, к примеру, курсы доллара, евро, российского рубля, которые постоянно растут. Свиноводы крайне зависимы от этих колебаний, поскольку за иностранную валюту приобретается племенное поголовье, оборудование, вакцины, ингредиенты для комбикормов и многие строительные материалы.

Субсидии лишь частично покрывают значительные затраты фермеров. Например, до 70% расходов свиноводов, как и птицеводов, приходятся на корма. С осени 2020 года основные компоненты комбикормов – ячмень, пшеница, горох, соя – подорожали примерно на 30%. Так, если осенью ячмень стоил в среднем 50 тысяч тенге за тонну, то сейчас его цена достигает 74 тысяч тенге.

– Именно из-за роста цен на корма вы прогнозируете повышение стоимости свинины, если не будет увеличена государственная поддержка?

– Да, в настоящее время местные фермеры реализуют свинину в Казахстане в среднем по 950-1100 тенге за килограмм. Посредники же значительно завышают эту цену, и на прилавках магазинов и рынков свинина продается уже по 1800-2500 тенге за килограмм. Для стабилизации цен на пшеницу, ячмень и другие составляющие комбикормов необходимо разработать механизм создания регионального фуражного фонда для свиноводческой отрасли в Казахстане. Этот фонд обеспечил бы животных кормами по фиксированным ценам в осенне-зимний период, что помогло бы предотвратить существенный рост цен на свинину и мясопродукты.

– Насколько, по вашим оценкам, может подорожать свинина?

– Точный прогноз сложен. Однако, по оценкам опытных свиноводов, членов нашей ассоциации, если цены на комбикорма, ветеринарные препараты и другие издержки продолжат расти без адекватной государственной поддержки, стоимость свинины и мясопродуктов может увеличиться на 15-30% уже в течение 2021 года. В противном случае свиноводы будут вынуждены продавать продукцию ниже себестоимости, что, естественно, нецелесообразно. Отмечу, что в состав нашей ассоциации входит более 30 крупнейших свиноводческих предприятий страны.

– Если фермеры повысят цены на мясо, насколько оно будет конкурентоспособно по сравнению с импортным?

– Казахстанской продукции уже сейчас крайне сложно конкурировать с российской и белорусской свининой. На нашем рынке импортная свинина предлагается по значительно более низким ценам. Местные фермеры реализуют свою продукцию в среднем по 950-1100 тенге за килограмм, тогда как российская и белорусская свинина стоит в среднем 800-900 тенге. Эта разница обусловлена мощной государственной поддержкой свиноводов в России и Беларуси. Доля импортных колбасных изделий в Казахстане составляет около 40%, причем 85% этого импорта приходится на Россию.

– Вы упомянули, что инвестиционная субсидия составляет 25%, покрывая часть затрат на строительство свинокомплекса. Какова ориентировочная стоимость такого объекта?

– Строительство новой свинофермы на 1,5 тысячи маточного поголовья, оснащенной современным техническим оборудованием, может обойтись примерно в 3 миллиарда тенге. Срок окупаемости такого проекта при благоприятных условиях составляет 8-10 лет.

– Птицеводство было выделено в отдельное направление для субсидирования. Глава Национальной ассоциации овцеводов Казахстана Shopan-ata Алмасбек Садырбаев предложил аналогичную меру для овцеводства. А как насчет свиноводства?

– Считаю, что выделение птицеводства в отдельную группу обоснованно. Во-первых, яйцо является продуктом первой необходимости. Во-вторых, мясо птицы сегодня самое доступное и потребляемое в Казахстане. В-третьих, даже при значительном удорожании комбикормов в текущем году, фермеры не могут самостоятельно повышать цены на яйцо, поскольку они регулируются Комитетом по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК. Соответственно, любой рост цен должен быть объективно обоснован и проходить длительные согласования. Для свиноводства также требуется аналогичный целенаправленный подход.

– Министр сельского хозяйства Сапархан Омаров заявил, что для фермеров в нацпроекте должны быть предусмотрены встречные обязательства в обмен на государственную поддержку. Как, по вашему мнению, должна выражаться эта отдача?

– Мы полностью понимаем право министерства требовать реальной отдачи от отраслей, получающих государственные субсидии. Государство должно определить ключевые индикаторы, по которым будет отслеживаться необходимость и эффективность такой поддержки. Такими индикаторами могут быть рост объема производства предприятия, увеличение объемов реализуемой продукции, повышение производительности труда. Все меры господдержки должны быть максимально прозрачны. В национальном проекте необходимо четко прописать цели выделения субсидий, чтобы фермеры получали их адресно: на покупку комбикорма, снижение кредитной нагрузки и так далее.

Источник