Команда талантливых разработчиков и предпринимателей из Алматы успешно запустила инновационный стартап MePost в Узбекистане, привлекая до момента официального старта впечатляющие 300 тысяч долларов инвестиций. MePost представляет собой уникальный агрегатор служб доставки, ставший пионером в своем сегменте на узбекистанском рынке, с амбициозными планами по дальнейшему расширению на рынки Казахстана и Кыргызстана. О причинах доверия узбекистанского инвестора к проекту, а также о ценовой политике агрегатора для клиентов, в эксклюзивном интервью центру деловой информации Kapital.kz рассказал сооснователь проекта и основатель акселератора стартапов Garage Арман Тосканбаев.
- Арман, расскажите, как зародилась идея создания MePost?
- В основе идеи, как это часто бывает, лежал ощутимый рыночный спрос. В процессе взаимодействия и дискуссий с участниками логистического рынка Узбекистана, мы выявили насущную потребность в агрегаторе, который бы значительно упростил деятельность всех курьерских служб и обладал потенциалом для масштабирования на всю Центральную Азию.
Сегодня рынок уже привык к таким сервисам, как агрегаторы авиабилетов. Аналогичный принцип реализован и в нашем проекте MePost.uz – как на веб-сайте, так и в мобильном приложении. Традиционно, когда компании необходимо отправить груз в пределах страны или региона, ее сотрудники вынуждены обращаться в офисы различных курьерских служб или вручную посещать их веб-сайты, чтобы сравнить тарифы и условия. Мы стремились устранить эту трудоемкую процедуру, объединив всех ключевых игроков логистического рынка. В Узбекистане это порядка 30 национальных и международных компаний. Таким образом, первоначальное обсуждение превратилось в полноценный бизнес-проект, и команда акселератора Garage приступила к разработке MePost.uz. Активная фаза разработки стартапа началась во второй половине 2020 года, а уже в сентябре проект был интегрирован в бизнес-задачи.
- Почему для пилотного запуска стартапа был выбран именно Узбекистан?
- В ходе исследований рынков и опросов компаний наша команда обнаружила, что в Ташкенте и Узбекистане в целом отсутствуют прямые аналоги или конкуренты для агрегатора доставки. Именно в процессе этого анализа мы познакомились с нашим будущим сооснователем и ключевым инвестором проекта, Эльмуродом Рахимовым, который обладает значительным логистическим бизнесом по всей Центральной Азии и в России.
Кроме того, узбекский рынок курьерских услуг демонстрирует стремительный рост. Мы заметили активное проникновение на него интернет-магазинов из соседних стран, Европы и Китая. Пандемия также сыграла свою роль, значительно увеличив спрос на доставку и стимулировав рост всего логистического сектора. Все эти факторы укрепили нашу уверенность в востребованности агрегатора в Узбекистане. При этом стоит отметить, что в Казахстане на данный момент действует лишь один подобный агрегатор.
- Какова будет стоимость услуг для конечных заказчиков и для логистических компаний? На каких условиях вам удалось договориться о сотрудничестве?
- Для пользователей нашего сайта или приложения стоимость услуг будет сопоставима с тарифами, предлагаемыми курьерскими службами напрямую, то есть будет рыночной и конкурентоспособной. Главное преимущество нашего ресурса заключается в предоставлении "единого окна" для просмотра всех доступных предложений на рынке. Во-вторых, система сохраняет полную историю всех отправок, что особенно ценно для крупных холдингов, включающих несколько компаний. В-третьих, помимо предложения оптимальных вариантов, мы предоставляем возможность непосредственно заказать курьера выбранной компании, при этом оплата услуги будет осуществляться через платформу MePost.uz.
Что касается самих поставщиков услуг, для них наша платформа служит дополнительным каналом привлечения клиентов. В процессе налаживания деловых контактов с логистическими компаниями мы не столкнулись с негативной реакцией; напротив, предложенный формат сотрудничества был воспринят положительно.
- Если стоимость услуг для пользователей останется рыночной, а компании не платят за включение в агрегатор, за счет чего будет формироваться прибыль MePost?
- Агрегатор формирует доход за счет разницы в стоимости услуг. Поставщики предоставляют нам скидки, размер которых зависит от направлений, типов грузов и объемов заказов. Чем больше объем заказов, тем выше дисконт, но для конечного пользователя цена остается рыночной. Помимо основной функции агрегации и организации доставки, мы предусмотрели дополнительные ценности, такие как возможность страхования отправлений и полное отслеживание пути посылки от пункта отправления до конечного получателя. Эти опции призваны привлечь и удержать клиентов. До конца года планируется внедрение множества новых функций и опций, с которыми проект выйдет на рынки Казахстана и Кыргызстана. В долгосрочной перспективе рассматриваются планы выхода и на российский рынок.
- Что стало ключевым фактором для быстрого привлечения инвестора из Узбекистана?
- Любой инвестор стремится максимально обезопасить свои вложения. В нашем случае, инвестор согласился вложить средства при условии, что команда проекта внесет 30% от общей суммы, необходимой для запуска и активного развития – это 100 тысяч долларов из общих 300 тысяч долларов. Таким образом, команда несет ответственность за успех проекта не только своей репутацией, но и собственными финансовыми средствами. Я считаю, что это наиболее справедливая и эффективная модель сотрудничества с инвестором.
Важно отметить, что наш инвестор и сооснователь бизнеса Эльмурод Рахимов является владельцем крупной логистической компании с присутствием на рынках стран Центральной Азии. Его участие значительно упрощает выход на соседние рынки. Благодаря его содействию, мы уже знакомы с большинством ключевых игроков, которые будут предоставлять услуги по доставке в Казахстане и Кыргызстане. Это позволяет агрегатору, как юридическому лицу, начинать сотрудничество с ними по уже отработанной схеме взаимодействия. Не скрою, на логистическом рынке наличие надежного компаньона крайне важно. Если у нового проекта уже налажены связи с потенциальными клиентами и основателям доверяют, то закрепиться на рынке становится значительно проще.
- Каковы сроки полноценного запуска проекта?
- В данный момент мы работаем в тестовом режиме, используя предложения от трех компаний для отработки всех наших решений. Полномасштабное бета-тестирование начнется в начале марта. Мы планируем запускать агрегатор на рынок постепенно, чтобы иметь возможность учесть и исправить все возможные ошибки до полноценного старта. К концу текущего года мы ставим цель подключить порядка 1000 узбекских компаний. В этот список войдут как небольшие юридические лица, отправляющие разнообразную корреспонденцию, так и крупные интернет-магазины. Мы также предложим клиентам удобную интеграцию с наиболее популярными платформами. В третью категорию пользователей войдут физические лица, отправляющие посылки как внутри страны, так и за ее пределы.
- Проводился ли предварительный анализ рынка? На какой спрос на услуги агрегатора вы рассчитываете?
- Да, перед началом работы с компаниями наша команда провела опрос более сотни компаний, чтобы оценить частоту их обращений за услугами доставки. В среднем каждая компания заказывает курьерские услуги не менее 30 раз в месяц. Исходя из этого объема, мы рассчитали, что к концу года нам необходимо заключить договоры примерно с 1000 клиентов.
- Считаете ли вы, что одного года будет достаточно для апробации и полноценного запуска проекта не только в Узбекистане, но и в Кыргызстане и Казахстане?
- В сфере IT-стартапов скорость выхода на рынок и максимально быстрая адаптация являются ключевыми факторами успеха. Любое промедление играет против проекта, так как увеличивает риск упустить возможности, которыми могут воспользоваться конкуренты. Поэтому наша команда не планирует откладывать полномасштабный запуск проекта.

