Глобальная пандемия коронавирусной инфекции оказала значительное давление на предпринимательскую деятельность по всему миру, включая Казахстан. Тысячи компаний, в числе которых боулинг-центры, бильярдные, караоке-бары и компьютерные клубы, остаются закрытыми из-за высоких рисков распространения вируса в замкнутых помещениях при длительном скоплении людей. Кроме того, многие объекты вынуждены сокращать часы работы или приостанавливать деятельность в выходные дни, когда регионы переходят в «желтую» или «красную» зоны эпидемиологической опасности.
В ответ на эти вызовы и с целью частичного снятия ограничений и поддержки бизнеса, был инициирован пилотный проект «Ashyq». Проектный офис, включающий Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП), Министерство здравоохранения (МЗРК) и Национальную палату предпринимателей «Атамекен», представляет ответы на наиболее актуальные вопросы, касающиеся использования приложения.
Какие преимущества проект дает гражданам?
Основное преимущество – это безопасность. Каждый человек, у которого диагностирован COVID-19, вне зависимости от формы заболевания (симптомной или бессимптомной), подписывает обязательство о соблюдении домашнего карантина. Однако, к сожалению, нередки случаи нарушения режима самоизоляции, когда инфицированные или контактные лица посещают общественные места, создавая угрозу для окружающих. Приложение «Ashyq» позволяет оперативно выявлять таких посетителей и предотвращать заражение других гостей или персонала.
Как функционирует система?
Благодаря интеграции мобильного приложения с централизованной базой данных Министерства здравоохранения, система определяет эпидемиологический статус посетителя: является ли он носителем вируса на данный момент. Таким образом, субъекты бизнеса, участвующие в проекте, получают дополнительный инструмент контроля, дополняющий уже применяемые санитарные меры (ношение масок, термометрия, проветривание). Снижение рисков заражения для посетителей и сотрудников в перспективе позволит оптимизировать карантинные ограничения для предпринимательской деятельности и населения.
Кто является разработчиком мобильного приложения?
Мобильное приложение «Ashyq» разработано отечественной IT-компанией по заказу Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и Министерства здравоохранения РК.
Кому присваивается QR-код: бизнесу или посетителям?
QR-код присваивается исключительно субъектам бизнеса. Посетители сканируют его для регистрации своего визита.
Ограничит ли эта система свободу передвижения граждан?
Напротив, проект «Ashyq» направлен на уменьшение существующих карантинных ограничений. В настоящее время действуют санитарные ограничения для определенных видов деятельности (например, боулинги, бильярдные, караоке, компьютерные клубы), которые не функционируют почти год. Фитнес-клубы и другие объекты сталкиваются с ограничениями в выходные дни при нахождении региона в «красной» зоне. Создавая условия для более безопасной работы, приложение в перспективе позволит снизить эти ограничения и упростить передвижение граждан.
Почему обычной термометрии недостаточно?
Термометрия позволяет выявить лишь один из ключевых симптомов COVID-19 – повышенную температуру тела. Приложение «Ashyq» предоставляет дополнительную гарантию безопасности для посетителей и персонала, определяя статус человека по наличию вируса, что не всегда проявляется температурой.
Будет ли использование приложения обязательным для всех?
Принудительное использование приложения ни для предпринимателей, ни для граждан не предусмотрено. С 17 января текущего года приложение «Ashyq» используется в тестовом режиме рядом фитнес-клубов, спа-центров, саун и других объектов с ресепшеном. Участие в пилотном проекте является исключительно добровольным.
Могут ли другие виды бизнеса, помимо фитнес-центров и SPA-салонов, использовать это приложение?
Да, любые субъекты бизнеса могут использовать приложение по собственному желанию, поскольку это повышает безопасность их посетителей и персонала. Алгоритмы участия различных видов бизнеса в проекте будут согласовываться с бизнес-сообществом и санитарными врачами. При этом не планируется принудительное внедрение приложения в ТРЦ, на рынках, в магазинах у дома и общественном транспорте, вопреки некоторым слухам в социальных сетях.
Насколько сложен и затратен по времени процесс использования?
Процесс прост и занимает минимум времени:
Что предусмотрено для людей без смартфонов?
Для посетителей, не имеющих смартфона или испытывающих трудности с приложением, предусмотрена функция ручной регистрации. Ответственный сотрудник заведения может ввести ИИН посетителя в своем приложении, чтобы зафиксировать его вход.
Что означают цветовые статусы?
Приложение использует цветовую индикацию статуса:
Требуется ли сдавать ПЦР-тест перед каждым визитом?
Нет, регулярное прохождение ПЦР-тестов перед каждым посещением объекта не требуется.
Как долго сохраняется статус?
Все статусы являются временными. «Зеленый» статус действует в течение 3 дней, что соответствует сроку действия ПЦР-справки. «Красный» или «желтый» статусы снимаются сразу после получения отрицательного результата ПЦР-теста и завершения обязательного режима изоляции для инфицированного или контактного лица.
Связан ли проект с массовой вакцинацией в стране?
Данный проект не имеет никакого отношения к кампании по вакцинации против COVID-19.
Будет ли проект учитывать другие инфекции (ОРВИ, грипп и т.д.)?
Проект «Ashyq» фокусируется исключительно на COVID-19 и не связан с другими инфекционными заболеваниями.
Обязательна ли установка QR-кода для ТРЦ, аптек, магазинов у дома?
Нет, проектным офисом не предусмотрена обязательная установка приложения для этих объектов, за исключением случаев добровольного желания субъекта бизнеса.
Для чего нужно сканировать QR-код при выходе из заведения?
Сканирование QR-кода при выходе служит для контроля за режимом работы заведения. Приложение позволяет анализировать (в обезличенном формате) количество посетителей, находящихся в помещении одновременно, и часы его работы. Это потенциально уменьшает необходимость проведения частых мониторинговых проверок.
Применялась ли подобная практика в других странах?
Аналогичные системы с применением QR-кодов успешно зарекомендовали себя в странах Юго-Восточной Азии, таких как Гонконг, Сингапур и Малайзия, а также имеют аналоги в других регионах мира.
Куда передаются данные по ИИН?
Персональные данные (ИИН) никуда не передаются из приложения и остаются в профиле пользователя. По введенным данным осуществляется исключительно проверка статуса пользователя при сканировании QR-кода.
Будет ли создан официальный аккаунт для информирования о пилотном проекте?
В настоящее время запущена служба технической поддержки в Telegram: @support_ashyq_bot. В случае расширения проекта рассматривается возможность подключения дополнительных каналов информирования.

