Иногда бизнес начинается случайно, когда кто-то замечает пробел на рынке. Так случилось с Павлом Филипповым из Алматы. В 2016 году, будучи членом команды по американскому футболу «Титаны» в университете КИМЭП, он взял на себя задачу организовать пошив формы для всей команды к матчу против сборной Дубая.
«Я хотел, чтобы все выступали в одинаковой форме. Мне сказали, если я такой инициативный, то должен этим заняться. Я нашел швею, закупил ткани, и университет заключил со мной контракт. В итоге, в 2016 году мы сыграли матч в Алматы в единой экипировке. Этот опыт оказался полезным, когда я решил сшить 2 тысячи футболок для зимней Универсиады 2016 года, которые быстро разошлись», - рассказал Павел Филиппов в интервью корреспонденту Kapital.kz.
В 2018 году он основал компанию The NOT с брендом Jasper Sport Wear.
- Павел, футболки для Универсиады стали вашим первым массовым проектом?
- Да, и это был только старт. В 2016 году, посетив матч любительских хоккейных клубов в Алматы, я заметил, что игроки не имели единой формы. Хоккей активно развивался в Казахстане, но никто не производил свитеры. Я решил заполнить этот пробел.
- Сейчас уже есть компании, которые шьют хоккейную форму?
- У нас много производителей спортивной одежды, но хоккейные свитеры в основном привозят из России и Европы с наценкой 200-250%.
- Такая высокая маржа?
- Это стандарт для Казахстана, но я считаю, что это слишком. Поэтому в 2017 году я решил создать свое производство, закупил оборудование в Китае, и в марте 2018 года мы начали работу.
- Сколько инвестиций потребовалось?
- На все: оборудование, аренду, материалы ушло около 50 тысяч долларов.
- Сложно было найти швей?
- Нет, наши швеи пришли из производства спецодежды. Хотя шить из текстиля сложнее, чем из хлопка, главное - собрать изделие по лекалам.
Первый год был тяжелым. Люди не привыкли покупать казахстанские бренды, хотя у нас есть много качественных и доступных товаров. Это связано с менталитетом, мы смотрим на Запад с восхищением.
- Сколько у вас клиентов?
- В этом году у нас 55 клиентов, включая BI Group, заказавших хоккейные свитеры по последним стандартам НХЛ. В крупных компаниях есть программы развития спорта среди сотрудников, что требует экипировки.
Наш лидер продаж - детский клуб «Динамо», который за 1,5 года стал профессиональным. У них 350 детей и 8 тренеров, постоянно требуются новые формы.
- Вы заинтересованы в работе с детскими клубами?
- Мы не стремимся шить узкую форму, чтобы быстрее продавать новую. Наша цель - фанатский сектор. Каждый фанат хочет свитер с названием своего клуба. Например, в клубе «Стрижи» 200 детей, мы их одели, но лучше одеть еще и их родителей. Family look сейчас популярен.
Чем популярнее хоккей, тем больше фанатов и наш бизнес растет.
- Вы зависите от результатов команд?
- Да, от ситуации на льду, организации чемпионатов, требований к форме и смены спонсоров.
- Это значит новый пошив?
- Конечно. Но наша основная цель - фанаты. Мы открыли шоурум для продажи свитеров НХЛ и кастомных свитеров.
- Какие еще виды спорта популярны у вас?
- После хоккея - футбол. Мы подписали контракт с мини-футбольной лигой. На третьем месте - американский футбол. Во время локдауна спросом пользовались многоразовые маски, что помогло нам выжить.
Мы планируем развивать линейку для греко-римской борьбы, так как это популярное единоборство в Казахстане.
- Сколько вы инвестировали в бизнес?
- Более 100 тысяч долларов.
- Как обстоят дела с оплатой труда швей?
- Мы платим в 2-2,5 раза больше, чем на рынке. Доход доходил до 370 тыс. тенге в месяц.
- Как работает ваш конструктор формы?
- Пока не так, как хотелось бы. Мы работаем над его улучшением.
- Как вы справились с пандемией?
- Наш доход упал вдвое, но мы выжили. Сейчас у нас хорошие перспективы. Мы планируем заключить контракты с пятью профессиональными хоккейными клубами и открыть шоурум для увеличения клиентской базы.

