Введение в действие нового Закона "Об игорном бизнесе" и создание Центра учета ставок (ЦУС) воспринимаются казахстанскими букмекерскими компаниями с глубокой обеспокоенностью. Данная инициатива, призванная регулировать рынок, вызвала ряд серьезных вопросов и опасений, подобно "дамоклову мечу", нависшему над отраслью.
Ключевыми моментами, вызывающими наибольшее недоумение у участников рынка, являются три аспекта: сжатые сроки запуска ЦУС, очевидная техническая неподготовленность системы к полноценной работе и присвоенный Центру монопольный статус.
Представители Ассоциации букмекеров Казахстана прогнозируют, что эти три фактора неизбежно приведут к сокращению налоговых отчислений от лицензированных компаний и к массовому оттоку игроков на зарубежные нерегулируемые платформы. Согласно экспертным оценкам, внедрение ЦУС в его нынешнем виде может сократить объемы рынка как минимум на 20%.
Илья Ефименко, руководитель платежной организации PayDala, особо отмечает критические ограничения в доступных платежных методах. Он указывает, что к моменту запланированного запуска ЦУС, а это 4 января 2021 года, система будет поддерживать только платежи посредством банковских карт. При этом наиболее распространенные и востребованные методы оплаты – платежные терминалы, электронные кошельки, мобильная коммерция и интернет-банкинг – останутся недоступными для пользователей.
Несмотря на презентации ТОО Exirius, выступающего представителем ЦУС, которые прошли 15 и 25 ноября текущего года, у всех участников рынка – букмекерских контор, платежных организаций и банков второго уровня – осталось множество вопросов к разработчикам, как отмечает Илья Ефименко. Среди нерешенных проблем – отсутствие утвержденных Министерством культуры и спорта правил функционирования ЦУС, непрозрачные процедуры заключения договоров, неясный список необходимых документов и сам проект договора с Центром, который должен описывать его функционал и роль в формирующейся экосистеме. Более того, до сих пор не представлены требования, которым должны соответствовать букмекерские конторы и платежные организации для подключения к ЦУС. Этот список проблемных вопросов насчитывает 15 пунктов, на которые Ассоциация пока не получила исчерпывающих ответов ни от ТОО Exirius, ни от Министерства культуры и спорта, при этом до официального запуска ЦУС осталось всего 14 рабочих дней.
Председатель Ассоциации букмекеров Казахстана Сагынтай Арайлым акцентирует внимание на том, что действующее законодательство не содержит четкого и прямого указания на необходимость существования единственного Центра учета ставок. Таким образом, уполномоченный орган, способствуя созданию частного монополиста, фактически ущемляет права субъектов предпринимательства, что прямо противоречит конституционным правам, предусмотренным пунктом 4 статьи 26 Конституции Республики Казахстан, а также нормам Гражданского и Предпринимательского кодексов РК.
Данная позиция подтверждается ответом Генеральной прокуратуры от 30 мая 2019 года на обращение ОЮЛ «Ассоциация букмекеров Казахстана» относительно неправомерности введения единого оператора пари и центра учета ставок. В этом ответе указывалось, что норма о введении единого оператора пари была исключена из законодательства в силу ее нецелесообразности и потенциального риска нарушения прав предпринимателей. Это обстоятельство, по мнению Ассоциации, еще раз подтверждает незаконность применения в данном контексте процедуры государственно-частного партнерства (ГЧП) и монополизации ЦУС, являясь основанием для отмены заключенного договора ГЧП путем прямых переговоров.
Глава Ассоциации также отмечает, что в законодательных нормах отсутствует какая-либо ответственность ЦУС перед букмекерскими компаниями – не предусмотрены ни штрафные санкции, ни возможность отзыва договора с Центром. При этом представители ЦУС устно заявляют о своей полной готовности начать работу с 4 января.
Сагынтай Арайлым подчеркивает, что букмекерские конторы выражают готовность интегрироваться с ЦУС как с системой учета, но не как с платежной системой. Однако Центр учета ставок пока не готов принимать на себя материальные риски букмекеров, связанные с упущенной выгодой, сбоями в работе собственной системы или потерей клиентов. Самое тревожное, по ее словам, состоит в том, что в случае возникновения таких проблем неясно, кто будет нести за это ответственность.
Члены Ассоциации также обращают внимание на попытки ЦУС установить комиссию в размере 4% от оборота букмекерских контор. Этот показатель превышает объем налога на добавленную стоимость (НДС), уплачиваемого представителями игорного бизнеса. По сути, ЦУС внедряет свой собственный «косвенный налог» для букмекеров, и, будучи монополистом, обладает возможностью устанавливать любую сумму вознаграждения за свои услуги, а также изменять ее по своему усмотрению. Букмекерские конторы, не имея какой-либо альтернативы, будут вынуждены уплачивать данную комиссию. Эти дополнительные платежи, в свою очередь, косвенно повлияют на финансирование спорта, которое значительно зависит от доходности букмекерских контор.
«Изначальные цели создания ЦУС были направлены на полное исключение теневого движения финансовых средств в букмекерском бизнесе, а также на контроль и соблюдение принципов самоограничения для лиц, склонных к лудомании. Однако, как отмечает глава Ассоциации, первоначальная "правильная" идея трансформируется в простой коммерческий проект, ориентированный на монополизацию платежного рынка», – добавляет Сагынтай Арайлым.
Как утверждает Сагынтай Арайлым, букмекерские конторы будут вынуждены принять на себя расходы по уплате 4%-ной комиссии ЦУС, что приведет к снижению суммы корпоративного подоходного налога (КПН). Следует отметить, что, по данным Комитета государственных доходов (КГД), за 2019-2020 годы букмекерские конторы в совокупности перечислили в государственный бюджет около 30 млрд тенге. Кроме того, у платежных систем уменьшатся обороты, которые ранее поступали от БК, что приведет к сокращению количества платежных терминалов. Это, в свою очередь, негативно скажется на индивидуальных предпринимателях-арендодателях, теряющих свои доходы и, соответственно, снижающих уплату подоходного налога. Дополнительно, из-за высокой финансовой нагрузки возможно увеличение коэффициентов на ставки, что сделает легальный букмекерский бизнес непривлекательным для клиентов. В конечном итоге, большая часть клиентов, вероятно, перейдет на офшорные площадки.
Инвестор и основатель CNP Processing GmbH Кристофер Хейни выразил мнение, что "первая главная проблема ЦУС – сроки запуска проекта". Он подчеркивает, что из личного опыта может подтвердить сложность этого процесса. Ведь система предназначена для внедрения на обширном рынке и предусматривает значительное количество транзакций и операций – как внутри самой системы, так и при подключении каждой отдельно взятой букмекерской компании. Интеграция, тщательная проверка, всестороннее тестирование и пилотный запуск – это работа, требующая гораздо больше времени, чем "несколько месяцев", как это было сделано в случае с ЦУС и букмекерскими компаниями.

