В Казахстане активно обсуждается новый Экологический кодекс, находящийся на рассмотрении в Сенате. Документ призван не только улучшить экологическую обстановку в стране, но и предоставить новые экономические стимулы для бизнеса, а также наложить на него серьезные обязательства. Эксперты оценили его ключевые положения, подчеркнув как потенциальные выгоды, так и предстоящие вызовы.
Одним из центральных нововведений Экологического кодекса является создание Фонда развития промышленности. Как отметил мажилисмен и председатель Союза машиностроителей Мейрам Пшембаев, этот фонд призван обеспечить обрабатывающие предприятия финансированием по ставкам ниже рыночных. Источником средств, в том числе, станут отчисления в рамках расширенных обязательств производителей (РОП). «Именно по инициативе Союза машиностроителей фонд открывает доступ к длинным и дешевым деньгам, в том числе для развития капиталоемких производств», – подчеркнул Пшембаев.
Согласно законопроекту, для получения финансирования проектов фонд будет требовать одобрения уполномоченного органа в сфере охраны окружающей среды и экспертных заключений отраслевых ассоциаций. Только после этого Министерство экологии принимает решение о согласии или отказе в финансировании, учитывая все требования кодекса.
Мейрам Пшембаев уточнил, что льготные условия софинансирования предназначены для проектов, направленных на разработку высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на основе передовых технологий. «Концепция создания фонда предусматривает обеспечение доступным финансированием прорывных обрабатывающих предприятий по ставке ниже рыночных. В конечном итоге, за счет финансирования промышленных предприятий можно реализовать потенциал обрабатывающей промышленности», – пояснил он. Дополнительно акцентируется внимание не только на оснащении предприятий современными технологиями, но и на поддержке экспорта продукции, а также внедрении современных систем управления для повышения производительности.
Представитель Союза машиностроителей также добавил, что средства фонда будут направляться преимущественно на проекты, способствующие внедрению передовых технологий, созданию новых продуктов и организации импортозамещающих производств.
Ключевой принцип нового Экологического кодекса – «загрязнитель платит». Однако внедрение «зеленых» технологий требует значительных инвестиций. Возникает вопрос о готовности отечественных предприятий к переходу на наилучшие доступные технологии (НДТ) в ближайшем будущем. «Реальной возможностью улучшить экологическую ситуацию является внедрение НДТ. Сюда входят отраслевые технологии, техника и оборудование для снижения уровня негативного воздействия деятельности компаний на окружающую среду. В то же время у нас отсутствуют механизмы экономического стимулирования предприятий для внедрения наилучших доступных технологий», – признал эксперт.
Тем не менее, за счет средств, выделяемых Оператором РОП через Фонд развития промышленности, и их целевого назначения на технологическое перевооружение и модернизацию, у компаний появляется реальная возможность внедрить НДТ, что приведет к повышению производительности труда и сокращению вредных выбросов.
Несмотря на глобальные вызовы, в частности пандемию, отечественное машиностроение сумело избежать остановки ключевых производств. За последние десять месяцев объем производства в секторе увеличился на 17%, достигнув 1,4 трлн тенге в денежном выражении. Рост наблюдался в автомобилестроении (54%), железнодорожном машиностроении (87%), сельхозмашиностроении (12%) и электротехническом машиностроении (3%).
Продукция этих отраслей не только удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но и активно экспортируется в Россию, Китай, Азербайджан, Таджикистан, ОАЭ и Туркменистан. В отрасли задействовано 123 тысячи человек на трех тысячах предприятий. Благодаря совместным усилиям государства и бизнеса успешно реализовано 128 проектов на общую сумму около 367 млрд тенге, резюмировал глава Союза машиностроителей.
Новый кодекс не только открывает дополнительные источники финансирования, но и накладывает на бизнес серьезные обязательства по переходу на экологически чистое производство. В частности, внедрение НДТ предлагается начать уже с 2025 года. В противном случае, платежи за эмиссии будут увеличены в 4-8 раз от текущего размера платы за загрязнение окружающей среды.
Депутат Мажилиса Ирина Унжакова считает, что основной идеей нового документа является мотивация владельцев промышленных предприятий к модернизации. «Сейчас мы предлагаем такую модель мониторинга, в рамках которой лишь те, кто проводит технологическое обновление, имеют реальные налоговые преференции. А предприятия, которые не совершенствуют собственное производство, находятся в состоянии постоянного финансового давления», – пояснила Унжакова. Она подчеркнула, что другого выхода нет, поскольку в противном случае казахстанские товары рискуют быть вытесненными с глобального рынка. «Та же Европа, которая встала на зеленые рельсы, не пустит грязный товар на свой рынок», – добавила она, приводя в пример устаревшее оборудование на угольных шахтах. По ее мнению, только «ударив по карману», можно эффективно стимулировать модернизацию.
Председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева акцентирует внимание на необходимости выбора приоритетов: «Нужно решить, что для нас в приоритете – экология или деньги? Сегодня Жезказган занимает первое место по онкозаболеваниям из-за плохой экологии. Что нам делать – продолжать жить в такой грязной стране или переплачивать за зеленую энергию?» Она привела пример Алматинской ТЭЦ, где внедрение НДТ может незначительно увеличить стоимость тепла на 3-5 тенге. «Неужели наше здоровье не стоит этих денег? Затраты на лечение в разы выше переплат за тепло, свет, воду, которые могут начисляться в случае повсеместного внедрения НДТ», – заявила Соловьева, напомнив также о Парижских соглашениях, ратифицированных Казахстаном в 2016 году, обязывающих сократить выбросы парниковых газов на 15% к 2030 году.
О сроках и готовности предприятий к переходу рассказал главный эксперт Бюро НДТ НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов» Серик Нуркенов. По его словам, уже с 2025 года некоторые казахстанские предприятия, полностью внедрившие НДТ, смогут получить комплексное экологическое разрешение на эмиссии. «В настоящее время Бюро НДТ проводит оценку состояния наших предприятий. До июля 2021 года мы доложим о результатах анализа. Пока я могу отметить, что с учетом модернизации наши нефтеперерабатывающие предприятия на 80% готовы к внедрению НДТ», – сообщил Нуркенов.
Он также отметил, что предприятиям предоставляется 10 лет на полный переход к НДТ, что соответствует международной практике. В Европе процесс внедрения «зеленых» технологий начался еще в конце 1980-х годов, а в Российской Федерации – в 2014 году, где уже 300 предприятий получили комплексные экологические разрешения.

