Отечественные производители активно осваивают международную арену, стремясь привлечь внимание 160 миллионов потребителей из 190 стран мира. На крупнейшей глобальной B2B-платформе Alibaba.com уже представлены казахстанские товары, многие из которых удостоены престижного статуса «Золотой поставщик». О том, как компании проходят процедуру отбора для размещения на этой торговой площадке и какие преимущества дает «золотой» статус от Alibaba, корреспонденту «Капитал.kz» рассказал заместитель генерального директора АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» при Министерстве торговли и интеграции РК, Нурлан Кулбатыров.
- Нурлан Найзабекович, расскажите подробнее о процессе отбора казахстанских производителей для торговой онлайн-платформы Alibaba.com. Каков текущий интерес к этой инициативе?
- Хотел бы уточнить, что на сегодняшний день на Alibaba.com уже активно ведут торговлю около 200 казахстанских компаний. Из них 50 компаний были успешно отобраны в прошлом году, и еще 50 планируется включить в этом году. Работа по поддержке отечественных товаропроизводителей будет продолжена и в последующие годы. Таким образом, процесс отбора, начатый несколько лет назад, демонстрирует растущий интерес со стороны казахстанских предпринимателей к возможностям крупнейшей мировой B2B-площадки. С увеличением числа отечественных компаний на платформе Alibaba.com планируется создание специального национального павильона Казахстана. Стоит отметить, что наши ближайшие соседи, такие как Россия и Узбекистан, также активно поддерживают своих производителей в освоении Alibaba.com. В России, например, эту функцию выполняет государственный институт поддержки экспорта «Российский экспортный центр».
- Учитывая, что казахстанские компании уже торгуют на Alibaba.com, насколько успешно они это делают?
- Важно понимать, что многие не раскрывают всех нюансов торговли на такой крупной международной площадке. Первый год работы экспортера на электронной платформе часто является периодом «работы над ошибками». Это время, когда компании-новички активно учатся адаптироваться к рыночным требованиям и эффективно обрабатывать поступающие запросы. Продавцы, которые успешно усвоили эти уроки и усовершенствовали свои предложения, начинают получать значимые результаты, как правило, уже на второй год размещения. Именно поэтому около 80% компаний достигают продаж спустя год после начала работы на площадке Alibaba.com. Мы стремимся донести до отечественных компаний, что даже при государственной поддержке на старте им крайне важно продолжать развиваться и совершенствовать свои подходы для достижения устойчивых и значительных успехов в международной торговле.
- В чем конкретно заключается поддержка со стороны Министерства торговли и интеграции?
- Наше министерство предоставляет всеобъемлющий комплекс услуг по сопровождению предприятий на торговой площадке. Эта сервисная поддержка охватывает как предпродажный этап, так и период после непосредственного вывода компании на платформу. Для участников на постоянной основе организуются обучающие вебинары, посвященные эффективной работе на Alibaba.com и стратегиям продвижения товаров. Компаниям, успешно прошедшим первичный отбор, министерство полностью оплачивает премиальные аккаунты, оказывает содействие в процедуре верификации и создании собственного мини-сайта на платформе. Кроме того, мы предоставляем постоянное консультационное сопровождение по всем возникающим вопросам. В целом, им предлагается оптимальный пакет услуг, специально разработанный для успешного старта экспорта и начала работы на электронных площадках даже без предварительного опыта.
- Почему для отечественных производителей так важно не просто выйти на маркетплейс, но и получить статус «Золотой поставщик»?
- Статус «Золотой поставщик» предоставляет компании эксклюзивный пакет услуг от платформы Alibaba.com, который значительно расширяет доступ к глобальной аудитории. Он способствует существенному повышению узнаваемости бренда, улучшению имиджа производителя или торговой компании, а также может кратно увеличить объемы продаж. Это особый премиальный статус, который обеспечивает поставщикам возможности для комплексного и приоритетного продвижения внутри маркетплейса. В свою очередь, это приводит к значительному расширению охвата целевой аудитории, повышению вовлеченности потенциальных покупателей и более быстрой окупаемости инвестиций, вложенных в продвижение. По утверждениям самих менеджеров Alibaba, более 85% покупателей отдают предпочтение сотрудничеству именно с партнерами, имеющими статус «Золотой поставщик».
- Но ведь для получения этого статуса необходимо соответствовать определенным критериям, а не просто оплатить его?
- Совершенно верно. Мы разработали и утвердили строгие Правила отбора казахстанских товаропроизводителей и торговых компаний, которым будут предоставлены аккаунты со статусом Gold Supplier на платформе Alibaba.com. Согласно этим правилам, в отборе могут принимать участие только организации, отвечающие определенным квалификационным требованиям. Например, помимо того, что заявитель должен быть подтвержденным отечественным товаропроизводителем (наличие сертификата СТ-KZ и/или иных подтверждающих документов), с момента его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности до подачи заявки на участие в отборе должно пройти не менее 6 месяцев. Кандидат также не должен иметь налоговой задолженности и обязан обладать всеми необходимыми ресурсами для эффективного осуществления экспортной деятельности. Кроме того, компаниям, претендующим на место на площадке, необходимо выделить отдельного штатного сотрудника, свободно владеющего английским языком. Не менее важным является наличие официального веб-сайта с профессионально оцифрованным контентом: это включает высококачественные фотографии, видеоописание товаров, видеопрезентацию компании и каталог продукции, представленный на английском языке. В случае полного соответствия всем квалификационным требованиям, казахстанские компании могут рассчитывать на получение аккаунта со статусом Gold Supplier, полное оформление мини-сайта на площадке и сервисную поддержку от официального сервис-партнера Alibaba.com в России, компании MD-Insight, причем на безвозмездной основе. Все детальные условия получения сервисной поддержки доступны на нашем сайте export.gov.kz и в официальных правилах отбора казахстанских организаций (товаропроизводителей и торговых компаний). Важно добавить, что компании, успешно прошедшие отбор, имеют право на возмещение транспортных, маркетинговых и других сопутствующих расходов.
- Существует ли специальная рабочая комиссия для рассмотрения заявок?
- Да, безусловно, действует рабочая комиссия, которая проводит подготовку экспертного заключения о соответствии претендентов установленным критериям отбора. При подаче заявки все компании заполняют подробную анкету. В ней раскрывается информация о наличии сертификатов качества на предлагаемые товары, об успехах компании в продажах на внутреннем рынке, а также о накопленном опыте сотрудничества с зарубежными партнерами. Анкета также включает вопросы о достаточности производственных мощностей и складских запасов для обеспечения спроса на внешних рынках, а также о конкурентных преимуществах продукции компании-претендента перед аналогичными товарами на внутреннем рынке в аспектах цены, качества, функциональности, уникальности и прочих характеристик. В целом, процесс рассмотрения претендентов носит комплексный характер.
- Какие виды товаров из Казахстана уже представлены на Alibaba.com?
- Компании, успешно прошедшие отбор в прошлом году, представляют широкий спектр отраслей промышленности. Среди тех, кто получил свой аккаунт на платформе, можно выделить множество производителей макаронных и кондитерских изделий, муки, растительного масла, замороженных полуфабрикатов, а также биопродуктов, таких как пробиотики, лактобифидобактерии, и меда. Помимо этого, на площадке представлены производители текстильных изделий, химической продукции и сопутствующих промышленных товаров, включающих каучук и пластмассы. Не менее важным является присутствие казахстанских строительных материалов, обуви и галантерейных товаров.
- Вы ожидаете, что размещение на крупнейшем маркетплейсе значительно ускорит рост экспорта несырьевых товаров?
- Электронная торговля по праву считается одной из ключевых современных отраслей казахстанской экономики, играющей важную роль в стимулировании и увеличении как внутренней, так и внешней торговли. Она также способствует расширению безналичных платежей, оптимизации издержек для бизнеса и сокращению теневого оборота. Новые реалии, связанные с социальным дистанцированием, периодами локдаунов, переходом на удаленную работу и другими мерами, введенными в ответ на глобальную пандемию, привели к беспрецедентному росту онлайн-торговли и значительному увеличению продаж через B2C и B2B каналы. Благодаря программе сервисной поддержки предприятий Казахстана, любая компания получает уникальную возможность в кратчайшие сроки создать новый канал продаж и освоить его эффективное использование, тем самым способствуя наращиванию экспорта несырьевых товаров.

