Вход

Как бизнес адаптировался к цифровому формату

06 октября 2020 10:00

Пандемия ускорила четвертую промышленную революцию, считает Вячеслав Попов

Фото: Ляззат Третьякова

Период карантина вынудил многие предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) перейти на дистанционный формат работы. В эксклюзивном интервью для «Капитал.kz» эксперт по цифровизации, советник председателя правления НПП «Атамекен» Вячеслав Попов проанализировал степень готовности бизнеса к внезапной цифровизации, обозначил ключевые трудности и выделил наиболее востребованные онлайн-ресурсы среди предпринимателей.

- Как, по вашей оценке, малый и средний бизнес Казахстана адаптировался к условиям цифровизации в период карантина, особенно в части взаимодействия с государственными органами?

- Карантинные меры послужили мощным стимулом для глобального перехода бизнеса в цифровую среду, и Казахстан не остался в стороне от этого процесса. Я склонен считать, что пандемия фактически запустила четвертую промышленную революцию. Признаем, что не все представители МСБ были одинаково подготовлены к столь резкой цифровой трансформации. Среди тех, кто столкнулся с трудностями или замедленным переходом, можно выделить несколько групп. Прежде всего, это компании, у которых отсутствовали четко определенные ключевые показатели эффективности (KPI) для финансовой и нефинансовой деятельности, а следовательно, и ясные цели для каждого подразделения. Вторая группа – это предприятия без опыта работы с современными облачными решениями, такими как CRM-системы, платформы для электронного документооборота, инструменты управления проектами, онлайн-бухгалтерия и системы онлайн-продаж. Наиболее сложная ситуация сложилась у тех, кто не обладал ни одним из вышеперечисленных ресурсов.

Что касается взаимодействия с государственными структурами, то здесь общих серьезных проблем удалось избежать, поскольку механизмы приема обращений, документооборота и распределения задач уже были достаточно хорошо отлажены. Основными точками контакта традиционно выступали веб-сайты акиматов и портал egov.kz. Тем не менее, бывали случаи задержек с ответами на запросы и принятием решений. Важно помнить, что физическое присутствие персонала в офисах государственных органов было сокращено на 30-50%, а их внутренние информационные системы, в силу требований информационной безопасности, часто не предусматривают возможности удаленного доступа.

- С какими основными трудностями и вызовами пришлось столкнуться предпринимателям при переходе на удаленный режим работы?

- Здесь стоит упомянуть как функциональные, так и эмоциональные аспекты. Одной из первых преград для многих бизнесменов стал страх, который можно сравнить с фобией преследования. Предприниматели опасались перехода на цифровой формат, особенно на облачные сервисы, из-за боязни утечки или кражи данных. Хотя риски такого рода существуют при несоблюдении базовых требований информационной безопасности, я часто указываю на парадокс: многие с гордостью демонстрируют клиентскую базу или бухгалтерский учет в Excel или 1С на ноутбуке, которые при этом легко скопировать на флешку или передать через мессенджер.

Вторая проблема – это сложность внедрения и высокая стоимость цифровых решений. Безусловно, облачная бухгалтерия и электронный документооборот значительно упрощают процессы и уменьшают бюрократию, позволяя формировать электронные счета-фактуры и прочее. Однако цифровизация требует значительных инвестиций. Сначала необходимо тщательно описать и упорядочить текущие процессы, затем преобразовать их в цифровой формат, и лишь потом обучать и мотивировать персонал к работе с новыми системами. Я убежден, что руководитель организации должен быть первым, кто освоит эти изменения, чтобы личным примером продемонстрировать их важность. Успех всего процесса во многом зависит от этого этапа. Мировая статистика показывает, что более 60% попыток внедрения ERP, BPM, CRM-систем оказываются неуспешными.

Третья трудность – недостаточное проникновение и качество интернет-связи по всей стране. Эта тема уже неоднократно поднималась, и Министерство цифрового развития активно работает над ее решением.

Несмотря на то, что переход в онлайн-режим поначалу может казаться пугающим, те, кто уже реализовал его, как правило, не возвращаются к традиционным методам ведения бизнеса. Вместе с тем, стоимость Центров обработки данных (ЦОД) в Казахстане значительно выше по мировым меркам. Причины кроются в дороговизне оборудования, программного обеспечения и желании владельцев ЦОД быстро получить прибыль. Парадоксально, но стоимость электроэнергии в Казахстане одна из самых низких в мире. Это наводит на мысль, почему наша страна до сих пор не стала глобальным центром ЦОД, майнинга криптовалют и хранилищ больших данных, ведь экономически мы идеально подходим для этого. Очевидно, проблема лежит в других плоскостях.

- По вашим наблюдениям, какие сферы бизнеса и сколько субъектов были готовы к вызову пандемии и относительно безболезненно перешли в онлайн?

- Об этом можно судить лишь по косвенным показателям, таким как рост объема интернет-трафика и число посещений ключевых онлайн-ресурсов. По различным данным, средний рост трафика в марте превысил 20% от обычного уровня, а в апреле это значение кратно увеличилось. Еще один важный индикатор – одновременное присутствие пользователей в сети – также возрос более чем на 50%, в основном за счет социальных сетей, YouTube и онлайн-кинотеатров. Значительно увеличилось использование видеоконференц-связи (ВКС). Неудивительно, что капитализация и стоимость акций компаний, предлагающих эти сервисы, существенно выросла, например, у Zoom она увеличилась в 2,5 раза.

Пандемия могла бы стать стимулом для кратного роста внутреннего IT-рынка и развития отечественных разработок в сферах образования, ВКС, CRM, документооборота и других облачных решений. К сожалению, этого не произошло из-за отсутствия готовых масштабируемых продуктов. Существующие же решения, как известно, не продемонстрировали должной эффективности.

За период карантина относительно легко в онлайн перешли сервисы доставки, торговля социально значимыми продовольственными товарами (СЗПТ), средства массовой информации, фармацевтический сектор и онлайн-сервисы B2B. Тем не менее, существенного кратного роста в этих сферах не наблюдалось. Сначала спрос на их услуги резко возрос, но затем последовал столь же резкий спад.

- Какие онлайн-платформы пользовались наибольшим спросом у предпринимателей во время локдауна? Какие новые цифровые решения были внедрены?

- Анализ поисковых запросов и веб-трафика показывает, что наибольшей популярностью пользовались порталы для регистрации и получения информации о санитарных нормах и правилах работы в период карантина – infoAlmaty.kz и InfoKazakhstan.kz. Эти ресурсы были созданы и внедрены благодаря тесному сотрудничеству НПП «Атамекен», Министерства здравоохранения и компании «Учет.кз». Также высокий спрос наблюдался на такие сайты, как Pk.Uchet.kz (для проверки ОКЭД) и Atameken.kz (где публиковалась актуальная информация о нормах, договоренностях, планах и правилах). По очевидным причинам в период локдауна предприниматели активно посещали порталы egov.kz и enbek.kz (для получения ЭЦП и оформления выплат минимальной заработной платы для сотрудников МСБ, пострадавших от кризиса). В целом, трафик посещений по этим направлениям вырос в 4-10 раз.

Вместе с тем, остро обозначилась проблема отсутствия «единого окна» для предпринимателей, где они могли бы получить исчерпывающую информацию о всех мерах поддержки частного сектора. Мне известно, что такой проект находится в разработке, но сроки его запуска пока не определены. Я считаю, что сейчас самое подходящее время для его ввода в эксплуатацию.

- По вашему мнению, насколько важна цифровизация для сегмента микробизнеса, включая индивидуальных предпринимателей?

- Безусловно, она крайне важна. Им необходимы простые и эффективные учетные системы для контроля товаров, остатков, услуг, себестоимости. Хотя ведение бизнеса «по тетрадке» возможно, для устойчивого роста необходимо анализировать спрос, сбыт и финансовые потоки. Достичь максимальной эффективности в этом можно только с помощью цифровых инструментов.

- Способствует ли цифровизация выходу «серого» бизнеса из тени?

- Разумеется. Хотя некоторые предприниматели испытывают по этому поводу опасения, общая тенденция неуклонно движется в сторону прозрачности. Все процессы – от покупок и оплат до отчетов и договорных отношений с государством – переходят в цифровой формат. Как говорится: будь цифровым (прозрачным), плати налоги и спи спокойно. Кроме того, сами потребители услуг становятся все более требовательными, отдавая предпочтение безналичным расчетам. В этом контексте я считаю, что Kaspi bank является лидером цифровизации в части управления денежными потоками для малого и микробизнеса в Казахстане. На мой взгляд, этот банк имеет потенциал стать крупнейшим сервисом для данного сегмента в стране. В то же время, ему однозначно не стоит расслабляться, поскольку другие банки также активно и успешно развивают свои IT-направления.

Источник