21-летний Райым Сайлау решил изменить традиционный вкус сладкой ваты, превратив ее в персонажей мультфильмов. Три года назад он и его однокурсница запустили бизнес по производству фигурной ваты. «Начальные инвестиции в проект составили 800 тыс. тенге. Уже через три месяца мы начали получать прибыль», - делится сооснователь сети Candy&Sandy. В интервью корреспонденту Kapital.kz он рассказал о работе с торговыми центрами и возможностях получения государственных средств для предпринимателей.
- Райым, почему вы выбрали именно производство фигурной ваты?
- Идея проекта Candy&Sandy возникла еще в 2016 году, когда я учился на первом курсе КазГЮУ в Нур-Султане по специальности «юриспруденция». У нас был предмет «лидерство», где нужно было разработать бизнес-план. Изучив рынок, мы решили создать проект по производству фигурной сладкой ваты. Вдохновением стали дети, которых мы видели в парке, наслаждающиеся сладкой ватой.
В 2017 году мы с Айгерим открыли первую торговую точку в парке «Жетысу». На старт проекта мы потратили 800 тыс. тенге, купив оборудование в Китае, палочки для ваты и натуральные красители.
- Как вы освоили технологию производства ваты?
- Мы переняли технологию в Китае и доработали ее. Наша фигурная вата изображает различных персонажей мультфильмов, таких как Angry Birds и Человек-паук. Формы создаются вручную.
- Какие ингредиенты вы используете?
- Основной ингредиент - это сахар. Мы закупаем его в Казахстане, используя как тростниковый, так и свекловичный сахар. Для вкуса добавляем натуральные фруктовые добавки, такие как клубника, ежевика, банан, апельсин и другие.
- Какие вкусы наиболее популярны?
- Сладкая вата, как и мороженое, любима детьми. Мы выяснили, что фруктовые вкусы наиболее востребованы, поэтому расширили их ассортимент. Наибольшей популярностью пользуется клубничная вата. Ранее мы закупали добавки в Европе, но теперь нашли поставщиков в России.
- Вы привлекали государственные средства для развития проекта?
- Да, в 2018 году наш проект прошел инкубационную программу Инновационного кластера Назарбаев Университета. В 2019 году мы выиграли грант на 3 млн тенге по программе «Дорожная карта бизнеса - 2020». Эти средства помогли открыть дополнительные точки продаж в ТРЦ. Сейчас у нас четыре точки: две в парках и две в ТРЦ.
Для участия в грантовых программах важно иметь уникальный продукт и подтверждать все финансовые операции документами. Предпринимателям не следует полагаться только на гранты, необходимо иметь собственные ресурсы. Мы инвестировали в проект около 4 млн тенге, а всего - 8 млн тенге.
- Окупили ли вы вложения?
- Первоначальные инвестиции в 800 тыс. тенге окупились через три месяца. До карантина наши ежемесячные обороты в парках составляли 200-400 тыс. тенге, в ТРЦ - 1,7-1,9 млн тенге.
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Было сложно открыть точку в ТРЦ из-за строгих требований к арендаторам и высокой арендной платы. В парках проще, если предлагаешь уникальные товары, аренда зависит от ассортимента и площади.
- Чем отличается цена вашей ваты?
- Фигурная вата стоит от 800 до 1200 тенге, в зависимости от сложности и места продажи. Стандартная вата с фруктовым вкусом стоит 400-500 тенге, на рынке она обойдется в среднем в 300 тенге. Мы также продаем домашнее мороженое и вафли, доля ваты в продажах - 30%.
- Как пандемия повлияла на ваш бизнес?
- Мы временно закрыли все точки. ТРЦ обнулили арендные платежи на время карантина. Планируем открыть мини-цех для производства и продажи фигурной ваты в стаканчиках в супермаркетах.

