Малый и средний бизнес (МСБ) традиционно выступает ключевым двигателем мировой экономики. Однако сегодня, в условиях постпандемического восстановления, возникает вопрос о его способности полностью восстановиться. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), до одной трети предприятий МСБ во многих странах могли оказаться на грани банкротства в первые три месяца пандемии. Это вызывает серьезные опасения, поскольку на МСБ приходится две трети глобальной занятости и половина мирового ВВП. Неспособность поддержать этот сектор во время кризиса может поставить под угрозу стабильность всей мировой экономики. В ответ на вызовы коронакризиса правительствам рекомендуется предпринять активные меры по четырем основным направлениям, чтобы значительно увеличить шансы МСБ на успешное восстановление и развитие.
МСБ перед лицом беспрецедентного кризиса
В условиях рыночной неопределенности все компании вынуждены адаптироваться, но МСБ оказывается особенно уязвимым по сравнению с крупными корпорациями. Эта уязвимость обусловлена тремя ключевыми факторами:
1. Ограниченный объем ликвидности. МСБ часто не имеет достаточных финансовых резервов для переживания резкого спада потребительского спроса. Исследования ОЭСР показывают, что более половины предприятий МСБ уже столкнулись с существенным сокращением доходов, при этом их денежных запасов хватает в среднем менее чем на два месяца. В США этот показатель составляет всего 27 дней. В Казахстане наблюдается аналогичная ситуация.
2. Негибкость в цепочках поставок и операционных процессах. В силу своего масштаба, МСБ сильно зависит от устоявшихся цепочек поставок, которые были серьезно нарушены и удлинились в результате пандемии. Возможности менеджмента быстро адаптировать или изменить эти процессы ограничены. Кроме того, адаптация операционной деятельности к строгим санитарно-эпидемиологическим нормам представляет значительные трудности, что ведет к увеличению себестоимости и снижению конкурентоспособности.
3. Диспропорциональная представленность в наиболее пострадавших секторах. Анализ показывает, что некоторые отрасли, такие как туризм, общественное питание, розничная торговля и развлечения, пострадали от пандемии особенно сильно, и их восстановление будет длительным. Доля МСБ в этих секторах значительно превышает средний показатель по экономике, достигая 60-70% от общего объема доходов.
Поддержка МСБ критически важна для всех стран и глобальной экономики. В развивающихся странах МСБ обеспечивает более 45% занятости, а в странах ОЭСР эта доля достигает 70%. Резкая потеря спроса приводит к увеличению безработицы. Неспособность защитить МСБ создаст эффект домино для всей экономики, замедляя любое восстановление, поскольку сокращение доходов и потребления граждан негативно скажется на крупных компаниях и региональном экономическом развитии.
Препятствия на пути эффективного государственного реагирования
Правительства разных стран объявили о беспрецедентных пакетах стимулирования для поддержки МСБ. Эксперты McKinsey проанализировали более 1300 мер в 51 стране на общую сумму около $11 трлн, направленных на предоставление ликвидности (например, налоговые льготы, гранты) и долгосрочную поддержку баланса (кредитные гарантии). Несмотря на эти усилия, эффективность государственной поддержки до сих пор ограничивается тремя ключевыми факторами:
1. Ограниченные бюджеты и сложные административные процедуры. Многие программы поддержки МСБ сталкивались с задержками и сбоями на этапе внедрения, сложностями в процедурах подачи заявок и неоднозначностью критериев для получения помощи. Это затрудняло доступ компаний к своевременной поддержке.
2. Отсутствие комплексного подхода и координации. Экосистема поддержки МСБ зачастую разрознена, включая множество государственных органов, банков, провайдеров технической помощи, НПО и международных доноров. Без единого координирующего центра, способного «дирижировать» эти усилия, поддержка оказывается менее эффективной и целенаправленной.
3. Фокус на краткосрочном выживании, а не на будущем росте. Большинство правительственных мер были направлены на обеспечение выживания МСБ в кризис через повышение ликвидности (отсрочки платежей, субсидии на зарплату, снижение налогов) и поддержку баланса (кредитные программы). Однако недостаточно внимания уделяется долгосрочным проблемам, связанным с адаптацией к новой реальности и выработкой устойчивых операционных моделей после завершения государственных стимулов. МСБ нуждается не просто в возвращении к докризисным показателям, а в плане перезапуска и устойчивого развития.
Четыре ключевых направления для повышения эффективности мер поддержки
Наш опыт показывает, что существуют четыре стратегических направления, способные значительно повысить эффективность предпринимаемых усилий. Первые два касаются немедленного реагирования на кризис, последние два – долгосрочного усиления позиций МСБ:
1. Облегчение доступа МСБ к государственной поддержке. Для расширения участия МСБ в программах поддержки и повышения их результативности, госорганы должны напрямую взаимодействовать с бизнесом. Важно совместно определять оптимальные меры, упрощать процедуры подачи заявок и обеспечивать своевременное получение помощи. Страны, достигшие успеха в этом, часто создают «единое окно» для МСБ. Например, правительство Австралии запустило специализированный веб-сайт и колл-центр для предоставления информации и быстрой обратной связи. Упрощение административных процессов, особенно для получения грантов и кредитов, жизненно важно. Пример Банка развития бизнеса Канады (BDC), который предлагает онлайн-кредиты до 100 000 канадских долларов с одобрением в течение 48 часов, демонстрирует возможности быстрого доступа.
2. Создание эффективной экосистемы через «SME Nerve Center». Создание центра, который будет выступать в роли единого координатора (дирижера) для всей экосистемы поддержки МСБ, обеспечивая согласованность усилий всех участников. Первые шаги включают учет интересов всех сторон, улучшение доступности информации и реалистичную оценку спроса и предложения. «SME Nerve Center» также может функционировать как мониторинговый центр, отслеживая процесс внедрения мер, их эффект, собирая обратную связь от бизнеса и предлагая корректирующие действия. Это позволит устранить «слепые зоны» и повысить адаптивность программ, предоставляя данные об участии МСБ на отраслевом и региональном уровнях.
3. Усиление действий для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Скорость экономического восстановления напрямую зависит от способности МСБ возродиться и вернуться к нормальной работе после завершения мер стимулирования. Государственные органы должны сосредоточиться на трех ключевых аспектах долгосрочного развития МСБ: обеспечение доступа к местному рынку, поддержка выхода на экспортные рынки и повышение производительности труда.
4. Переосмысление существующих стратегий и инструментов поддержки в рамках новой реальности. Правительствам следует адаптировать свои стратегии, учитывая изменившиеся условия:
Малые и средние компании – жизненно важный двигатель экономического восстановления. Многие правительства уже реализовали программы стимулирования в ответ на пандемию. Следующий шаг – обеспечить комплексный подход, учитывающий новую реальность, который поможет ускоренному восстановлению и устойчивому росту МСБ в долгосрочной перспективе.
Дулатбек Икбаев, партнер McKinsey & Company

