Вход

Может ли МСБ расти в карантин

27 июля 2020 10:30

Опыт казахстанских компаний и мнение экспертов: как адаптироваться в меняющихся условиях

В недавних публикациях мы освещали стратегии, выбранные некоторыми представителями малого и среднего бизнеса (МСБ) в условиях пандемии. В частности, речь шла о двух компаниях, работающих в секторах, наиболее подверженных ограничениям карантина: торговле (Vicco Kazakhstan) и организации мероприятий (Kids Party). Владельцы этих предприятий, демонстрируя решимость преодолеть кризис, в течение месяца следовали рекомендациям Александра Савельева, основателя школы успешного предпринимательства Rich Brothers и эксперта в построении отделов продаж. В данном материале мы рассмотрим текущее положение дел в этих компаниях и выясним, насколько реально для МСБ не только удерживать позиции, но и развиваться в период ограничений, основываясь на беседах с самими предпринимателями.

Напомним, что бесплатный анализ и последующие экспертные рекомендации Александра Савельева, особенно актуальные в свете возобновления карантинных мер, были предоставлены Vicco Kazakhstan и Kids Party в рамках инициативы «Бизнес Марафон». Данный проект был организован компанией Kcell, которая в июне принимала заявки от бизнесменов и отобрала шесть участников для участия в марафоне.

Нурболат Тилеуов, франчайзи и руководитель Vicco Kazakhstan, специализирующейся на продаже детской обуви, сообщил, что текущий объем продаж его компании даже превосходит показатели, зафиксированные до введения режима чрезвычайного положения. Этот успех обусловлен рядом факторов, включая введение бесплатной и оперативной доставки с возможностью примерки на дому, предоставление годовой гарантии на качество продукции, а также быструю и эффективную переориентацию продаж в онлайн-сегмент.

«Когда в июне торговым центрам вновь разрешили работать, мы столкнулись с настоящим ажиотажем, показав рекордные объемы продаж. Спустя две недели ажиотаж снизился. Однако, анализируя данные, я обнаружил, что даже в период интенсивной офлайн-торговли, объемы онлайн-продаж оставались на сопоставимом уровне», – подчеркнул Нурболат Тилеуов.

В настоящее время онлайн-торговля демонстрирует устойчивый рост, достигая в среднем 4-5 покупок ежедневно. Наибольшая покупательская активность наблюдается в Алматы, за которым следует Нур-Султан. Кроме того, к обуви Vicco Kazakhstan проявляют интерес в Актобе, Атырау и Актау, откуда поступают запросы от бизнесменов о возможности партнерства, добавил он.

Принимая во внимание эти выводы, компания пересматривает свои стратегические планы по открытию новых торговых точек.

«В первую очередь, мы планируем запустить наш полноценный интернет-магазин, который будет функционировать как автоматизированная система, отображая только те модели обуви, которые фактически есть в наличии. Кроме того, мы намерены разработать Telegram-бот для удобства оформления заказов покупателями. Основной акцент будет сделан на развитие онлайн-продаж, поскольку мы не возлагаем больших надежд на стабильный поток посетителей в торгово-развлекательных центрах», – пояснил Нурболат Тилеуов.

Для дальнейшего расширения клиентской базы компания планирует активно использовать таргетированную рекламу и SMS-рассылки через платформу Kcell ближе к осеннему сезону, который традиционно является пиковым для продаж обуви, совпадая с запуском новых коллекций и полноценного веб-сайта.

Александр Савельев отметил, что Vicco Kazakhstan является одним из немногих предприятий МСБ, которое наилучшим образом справляется с текущим периодом экономической нестабильности.

Нурболат Тилеуов (справа) и Александр Савельев (слева)

В целях обеспечения дальнейшего уверенного развития компании, эксперт предоставил ряд дополнительных рекомендаций. В период активных продаж целесообразно увеличить рекламный бюджет, а также организовать коллаборации с блогерами, чьи ценности и миссия созвучны с философией Vicco Kazakhstan. Для удержания постоянных клиентов рекомендуется разработать привлекательную программу лояльности, а для привлечения новых – программу поощрения, например, за повторные покупки или репосты в социальных сетях. Кроме того, Александр Савельев подчеркнул, что Telegram-канал следует использовать не только для прямых продаж, но и для построения доверительных отношений с аудиторией, делясь полезными советами по выбору и уходу за обувью.

Касательно повышенного интереса покупателей из Нур-Султана, что является безусловным позитивным сигналом для бизнеса, Александр Савельев считает необходимым провести углубленное изучение этого рынка. В качестве эффективного инструмента для этого эксперт порекомендовал использовать услугу «Бизнес Взгляд» от компании Kcell. Этот сервис, основанный на анализе больших данных (Big Data), позволяет оценить покупательскую способность целевой аудитории, оптимизировать расположение торговых точек, провести анализ уровня конкуренции в конкретных рыночных сегментах, составить детализированный портрет потенциального клиента, а также проанализировать количество уникальных посетителей и оценить спрос на продукцию, среди прочего.

Сфера ивент-услуг, с одной стороны, продолжает переживать непростые времена, но с другой – для нее это период глубокой трансформации и появления новых возможностей, считает Татьяна Владимирцева, руководитель и владелица компании по организации детских праздников Kids Party. В марте, когда был введен режим изоляции, и развлекательная индустрия оказалась парализована, ее бизнес полностью лишился источника дохода.

«Ситуация с карантином помогла мне выявить ключевые уязвимости. В первую очередь, это отсутствие оперативной возможности изменить формат работы или внедрить дополнительные направления, которые могли бы минимизировать потерю дохода. Я приняла решение предпринять все необходимые меры для адаптации своего бизнеса к текущим реалиям, в поиске новых идей и возможностей», – рассказывала Татьяна Владимирцева в начале своего участия в проекте «Бизнес Марафон».

После консультаций с Александром Савельевым она начала активно работать над переформатированием своего бизнеса, чтобы он максимально отвечал потребностям ее основной аудитории – мам и их детей.

Татьяна Владимирцева

В текущих условиях родители активно ищут эффективные методы развития своих детей в дистанционном формате. Кроме того, многие взрослые сами работают удаленно и нуждаются в том, чтобы ребенок был занят чем-то познавательным или мог весело провести время, особенно когда возможности для прогулок или активных игр на улице ограничены.

«Для создания продукта, который будет по-настоящему актуален для этой целевой аудитории, крайне важно провести детальное исследование запросов родителей и пожеланий детей. Инструмент «Бизнес Взгляд» здесь также окажет неоценимую помощь. После того как будет сформировано четкое понимание этих аспектов, можно приступить к изучению международного опыта в сфере онлайн-развития и развлечений для детей, адаптировав его или усовершенствовав с учетом полученной аналитики», – порекомендовал Александр Савельев, подчеркнув, что такой подход позволит Kids Party успешно трансформироваться.

В настоящее время рынок переживает период, когда многие бизнесмены испытывают страх. Однако этот страх по-разному влияет на людей: одних он парализует, других – стимулирует к решительным действиям и проявлению креативности, добавил эксперт. Самое главное – не действовать вслепую, а опираться на качественную рыночную аналитику, заключил Александр Савельев.

Источник