Вход

Когда сервис Anytime запустят в Нур-Султане?

10 июля 2020 11:00

Генеральный директор Anytime Алмаз Ахпаров о влиянии пандемии на каршеринг и планах развития сервиса

Пандемия COVID-19 оказала значительное негативное влияние на индустрию каршеринга, что подтвердил генеральный директор компании Anytime Алмаз Ахпаров в интервью изданию Kapital.kz. Он отметил, что в апреле доходы компании сократились на 70-75%, а количество заказов уменьшилось на аналогичную величину. Средний чек за услуги упал в 3,5 раза в конце марта и апреле из-за отсутствия пробок и сокращения средней продолжительности поездок.

Финансовые показатели и инвестиции

Ахпаров уточнил, что общая инвестиционная стратегия на развитие каршеринга в Казахстане рассчитана на 5 лет и составляет около $30 млн. С момента запуска проекта в октябре 2018 года, в сервис было вложено порядка $10 млн. Несмотря на сложности, Anytime достиг положительного показателя EBITDA в июле 2019 года, что позволило покрывать текущие операционные расходы. Компания планирует выйти на точку безубыточности в течение года.

Влияние коронакризиса и ценовая политика

Период пандемии сильно отразился на бизнесе. До кризиса один автомобиль Anytime арендовался в среднем 9-11 раз в день, в то время как в апреле этот показатель снизился до 4-6 поездок в сутки. Среднее время поездки сократилось с 25 до 12 минут. В мае наблюдался постепенный рост среднего чека, а в июне он восстановился до допандемийного уровня. Однако в июле, с введением новых ограничительных мер, снова был отмечен спад.

В ответ на изменившуюся ситуацию, компания ввела динамические тарифы, которые подстраиваются под часы пик. Утренний тариф остался на уровне 19 тенге в минуту в отдельных районах, тогда как вечерний и ночной тарифы составляют 49 тенге в минуту.

Новые тренды и пользовательский спрос

Пандемия изменила портрет пользователя. В период карантина услугами каршеринга чаще всего пользовались медицинские работники для поездок между домом и работой. Заметной тенденцией стало увеличение спроса на поездки за пределы Алматы в мае-июне, включая горные районы и Капшагай. Anytime активно расширяет зоны завершения аренды, добавляя по одной новой локации ежемесячно. Пик заказов приходился на утренние часы (6:00-7:30) для поездок на работу, вечерние (18:00-20:00) для возвращения домой, а также на обеденный перерыв для покупок продуктов.

Управление персоналом и демография клиентов

Штат Anytime насчитывает 35 сотрудников, включая механиков, диспетчеров и операторов. Во время пандемии компания избежала увольнений, но часть механиков, проживающих в Алматинской области, были временно отправлены в оплачиваемый отпуск из-за невозможности въезда в город.

Основная аудитория сервиса — пользователи в возрасте от 24 до 33 лет, хотя услуга доступна лицам от 21 года. Для контроля за соблюдением скоростного режима в автомобилях установлены GPS-трекеры с алгоритмами и системой PUSH-уведомлений о превышении скорости.

Будущее каршеринга в Казахстане

Ахпаров выразил уверенность в готовности казахстанцев к переходу на арендованные автомобили. Он предсказывает активное развитие этого направления, ссылаясь на опыт России, где за 4-5 лет количество каршеринговых компаний в Москве выросло до десяти. С ростом стоимости владения личным автомобилем (порядка 1 млн тенге в год), каршеринг предлагает экономичные альтернативы, исключая расходы на бензин, мойку, амортизацию и парковку. Ожидается, что через 2-3 года число казахстанцев, предпочитающих каршеринг личному авто, значительно возрастет. Иностранцы составляют около 10% клиентов, преимущественно из России и стран Европы.

Планы по экспансии: Нур-Султан и другие города

Изначально запуск сервиса в Нур-Султане планировался на 2020 год, но пандемия скорректировала эти планы. Теперь открытие в столице ожидается в 2021 году, при условии стабилизации ситуации. Запуск начнется со 100-200 автомобилей с последующим увеличением автопарка, при этом штат сотрудников будет небольшим, сосредоточенным на операционной деятельности. Тарифная сетка в Нур-Султане, скорее всего, будет аналогична алматинской, с учетом меняющихся экономических факторов.

В долгосрочной перспективе Anytime рассматривает две модели развития: расширение в города-миллионники (Шымкент станет третьим городом после Алматы и Нур-Султана) и запуск в менее крупных городах, таких как Талдыкорган и Караганда. Также компания планирует предоставить клиентам возможность межгородских поездок.

На казахстанском рынке ожидается появление новых каршеринговых компаний, но точные сроки зависят от глобальной экономической ситуации.

Источник