Алматы. 27 октября. Капитал.kz. Внезапная глобальная пандемия коронавируса послужила катализатором для переосмысления фундаментальной роли традиционного образования. Казахстанские учебные заведения, как школьного, так и университетского уровня, оказались неподготовленными к столь масштабному переходу на дистанционный формат обучения. В этих условиях открылись беспрецедентные возможности для разработчиков образовательных онлайн-платформ. Ярким примером успешного использования сложившейся ситуации стал проект Daryn.online, который смог привлечь впечатляющую аудиторию в 2,5 миллиона новых подписчиков. О том, как команда проекта сумела монетизировать онлайн-обучение в период пандемии, а также о дальнейших планах развития, корреспондент «Капитал.kz» побеседовал с основателем Daryn.online и директором Bugin Holding Айбеком Куатбаевым.
В первые дни повсеместного карантина, когда количество пользователей Daryn.online стремительно выросло до миллиона всего за несколько дней, сервис столкнулся с колоссальной нагрузкой. Как отметил Айбек Куатбаев, это привело к техническим сбоям и проблемам с восстановлением паролей. Для оперативного устранения неполадок и обеспечения стабильной работы платформы команде пришлось инвестировать около 20 миллионов тенге в доработку серверной инфраструктуры. Эти вложения быстро окупились: уже за первый месяц активной работы в условиях карантина платформа сгенерировала 40 миллионов тенге дохода.
Основатель проекта также рассказал о сумме первоначальных инвестиций. С момента запуска Daryn.online в октябре прошлого года, в проект было вложено порядка 60 миллионов тенге. По словам Куатбаева, эти инвестиции полностью окупились благодаря стремительному росту пользовательской базы. Основная часть дохода — 90% — формируется за счет платной подписки, оставшиеся 10% приходятся на рекламные интеграции. Кроме того, проект успешно реализовал около 20 франшиз, принеся дополнительно 40 миллионов тенге. С началом нового учебного года Daryn.online ставит амбициозную цель — выйти на ежемесячный доход в 100 миллионов тенге.
Касаясь доступности платной подписки, Айбек Куатбаев подчеркнул, что стоимость услуг Daryn.online рассчитывается исходя из среднего уровня заработной платы по стране, который составляет около 450 долларов США. Таким образом, ежемесячная подписка обходится в 4-5 долларов, что составляет примерно 1% от среднестатистической зарплаты. Наиболее активными пользователями платформы сегодня являются учащиеся из Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областей.
Одной из актуальных проблем остается доступ к интернету в сельской местности. Куатбаев признал наличие этой проблемы, но вместе с тем отметил, что в Казахстане насчитывается около семи тысяч поселков, где интернет доступен. Также активно ведется работа с пользователями в пригородных зонах. Основатель Daryn.online выразил надежду, что в перспективе 5-7 лет интернет станет доступен во всех аулах страны, и его проект будет полностью готов занять эту перспективную нишу.
Штат сотрудников компании насчитывает 102 человека, из которых 47 — это преподаватели. Куатбаев акцентировал внимание на том, что для работы отбираются молодые специалисты, обладающие харизмой и ораторским искусством. На выплату заработной платы преподавателям ежемесячно направляется от 5 до 20% от общей выручки платформы.
Daryn.online активно прорабатывает стратегии выхода на международный рынок онлайн-образования. В планах — выход на рынок Узбекистана до октября текущего года. Привлекательность этого направления обусловлена огромным населением и наличием почти 7 миллионов школьников, а также отсутствием аналогичных качественных ресурсов на государственном языке, подобных Daryn.online.
Для привлечения узбекистанской аудитории потребуется вложить не менее 300 тысяч долларов США. В течение первых 2-3 месяцев Daryn.online планирует предоставлять весь контент на бесплатной основе, рассчитывая за этот период набрать 10% подписчиков, или около 700 тысяч школьников. В дальнейшем стоимость подписки составит 2,7 доллара в месяц. По прогнозам Айбека Куатбаева, проект достигнет безубыточности через 14 месяцев после запуска в Узбекистане и полностью окупится в течение двадцати двух месяцев.
Помимо Узбекистана, компания рассматривает рынки стран Юго-Восточной Азии как весьма перспективное направление. В частности, Индонезия, Вьетнам и Филиппины, имеющие большую численность населения, привлекательны из-за исторически сложившегося трехъязычия (наследие колониального прошлого Нидерландов, Англии и Испании) и при этом дефицита качественного образовательного контента на родном языке. Daryn.online планирует предлагать онлайн-уроки исключительно на местных языках населения этих стран.

