Как гостиничный бизнес адаптируется к новым условиям карантина, при каких обстоятельствах его можно восстановить и развивать, а также почему последствия пандемии COVID-19 продолжат влиять на потребительский спрос, в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал генеральный директор отеля The Ritz-Carlton Almaty Джан Гокташ.
- Мистер Джан, как пандемия отразилась на гостиничном бизнесе, в частности на финансовых показателях вашего отеля?
- Как и многие другие отели сети Marriot International, мы наблюдали снижение на 90% во время карантина. Мы понимаем, что влияние кризиса будет долгосрочным, и многое зависит от продолжительности карантинных мер.
До пандемии рентабельность бизнеса превышала 40%, но сейчас, с закрытыми границами и 10% заполняемостью, мы стремимся выйти хотя бы на нулевой баланс к концу года. Мы оптимизировали затраты, но коммунальные расходы остаются значительными, так как здание требует обслуживания.
Мы адаптируем расходы под спрос. Например, с текущей заполняемостью невозможно удерживать прежнее количество персонала. Нам пришлось расстаться с некоторыми сотрудниками, но мы выплатили им двухмесячную зарплату и предложили выбор: остаться с нами в ожидании улучшений или уйти в поисках другой работы с возможностью вернуться.
Я уверен, что бизнес-отели восстановятся быстрее, чем отели, ориентированные на отдых.
- В Казахстане большинство отелей ориентировано на деловой формат. Насколько это сезонный бизнес? Какие дополнительные доходы приносит The Ritz-Carlton Almaty?
- 90% наших гостей — деловые люди. До прошлого года туристов было менее 3%, сейчас их доля выросла до 10%. Летом и в начале января заполняемость снижалась до 60%, в пиковый сезон доходила до 90%.
55% доходов отеля приходится на ресторанные услуги, банкеты и аренду залов, а 45% — на номерной фонд.
- У вас нет стандартных номеров. Сколько стоит самый доступный номер? Отличается ли его цена от аналогичных номеров в других странах?
- Средняя стоимость номера deluxe составляет около 100 тыс. тенге за сутки, включая завтрак. В The Ritz-Carlton, New York проживание стоит около 400 тыс. тенге. Цены варьируются в зависимости от факторов, как у авиакомпаний.
- Планируете ли вы пересмотреть ценовую политику в условиях кризиса?
- Снижение цен в сегменте люкс — ошибка. Клиенты понимают, за что платят, и ожидают соответствующего сервиса. Мы предлагаем гостям комплименты, например, бесплатный мини-бар в номерах.
Здоровье и безопасность гостей для нас на первом месте. Marriot International ввела новые протоколы чистоты, соответствующие международным стандартам.
- Какова стоимость аренды помещений, например, бальных залов?
- Фиксированных цен на аренду залов нет. Все зависит от формата мероприятия и количества гостей. Мы обсуждаем бюджет с каждым клиентом индивидуально. Сейчас массовые мероприятия запрещены, и мы теряем доход.
Аренда конференц-комнат стоит около 300 тыс. тенге в день, включая напитки. На первом этаже есть площади для аренды люксовыми брендами, но доход от них незначительный.
- Как быстро удастся восстановить бизнес?
- Ситуация меняется ежедневно, поэтому трудно прогнозировать. Я предпочитаю краткосрочные планы. Люди стали более осторожны в путешествиях. Страх вируса — большая травма для потребителей. Восстановление спроса займет время.
Если Казахстан откроет границы, я ожидаю, что заполняемость отеля к октябрю может составить 50-60%.
- Как сузится рынок во время и после карантина?
- До пандемии средняя заполняемость гостиниц в Алматы была 62-65%. Даже в хорошие времена предложение превышало спрос. Скорость адаптации бизнеса к новым условиям будет ключевым фактором выживания.
- В некоторых отелях цены выше, чем в Европе. Почему?
- Снижение цен не увеличит число туристов. Цены зависят от вложений, зарплат, административных расходов и рыночных факторов. Цена — не главный фактор для выбора отеля. Клиенты смотрят на локацию и свои финансовые возможности.
Казахстан должен продвигать свои города как интересные направления для иностранных туристов.

