Государственная поддержка бизнеса сегодня на высоком уровне, особенно в вопросах экспорта. Однако, как отметил генеральный директор ТОО Aluminium of Kazakhstan Нурсултан Жумабек в беседе с корреспондентом «Капитал.kz», всегда есть возможности для улучшения. Завод компании в Алматинской области производит алюминиевые профили уже пять лет, и 30% продукции экспортируется в Азербайджан, Узбекистан и Украину. Сейчас ведутся переговоры о поставках в Россию.
«Хотя наш текущий экспорт не так велик, как хотелось бы, мы планируем увеличить его до 80% в течение года», — поделился планами Нурсултан Жумабек и предложил идеи по дальнейшей поддержке экспортеров со стороны государства.
- Нурсултан, расскажите о сырье и рентабельности вашего бизнеса?
- Мы используем алюминий из Казахстанского электролизного завода и вторичный лом. Мощности завода пока небольшие — более 6 тыс. тонн готовой продукции в год, поэтому объемы экспорта ограничены. Основные покупатели — строительные компании. На внешних рынках наша рентабельность невысока, так как мы начали экспорт в 2017 году. Вход на новые рынки требует значительных затрат, включая изучение, сертификацию продукции и маркетинг, что может занять год. Только установив связи с покупателями и логистикой, можно постепенно повышать цены и увеличивать рентабельность. Постоянное развитие требует инвестиций в новые технологии и оборудование. Также существуют непредсказуемые риски, как пандемия, которая нарушила логистику и заморозила бизнес-процессы.
- Какие виды госпомощи вы используете?
- Мы воспользовались страхованием рисков экспортеров через «Казахэкспорт». Это позволяет давать продукцию в долг, получая 30% сразу и 70% позже, с государственной страховкой от невыплаты. «Казахэкспорт» также проверяет надежность контрагентов.
- Были ли случаи, когда «Казахэкспорту» пришлось покрывать убытки?
- К счастью, таких случаев не было.
- Какие еще меры могли бы помочь экспортерам?
- Льготные кредиты были бы полезны. Мы использовали программу «Ондiрiс», но она закончилась, и теперь мы берем займы в банках под 13-14% годовых.
- Как можно решить проблему сбора лома?
- Лом можно вывозить по железной дороге, но автотранспортом запрещено. Если бы запретили и железнодорожный вывоз, это бы снизило стоимость вторичного сырья и повысило маржу производителей.
- Почему вы не экспортируете в Китай?
- Для нас это неизученный рынок с языковым барьером.
- Потребуется ли расширение мощностей для экспорта в Россию?
- Да, это потребуется.
- Каковы перспективы на внутреннем рынке?
- Строительство инфраструктуры и социального жилья — это возможность увеличить продажи. Уже ведутся переговоры со строительными компаниями. В Казахстане среднее потребление стали на душу населения составляет 1,1 кг, что меньше, чем в Европе и России, так что потенциал для роста есть.

