В период чрезвычайного положения (ЧП) объем реализации меда снизился на 90%. В результате, по минимальным оценкам, пчеловодческие хозяйства из-за падения спроса на мед недополучали 6,9 млрд тенге ежемесячно. Об этом в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал вице-президент Национального союза пчеловодов Казахстана «Бал-Ара» Габит Нурадил.
- Габит Нурадилович, с какими проблемами столкнулись пчеловоды в период ЧП?
- Основной проблемой для пчеловодов в период ЧП и карантина стало отсутствие доступа к пасекам. Многим из них не удалось в полной мере подготовить пасеки к новому сезону, так как они не могли приобрести вощину и необходимый инвентарь в специализированных магазинах. Также возникли трудности с приобретением препаратов для весенней обработки пчел. В результате продажи меда значительно упали, а опыление садов не проводилось.
Ситуация начала стабилизироваться только с 17 апреля, когда было издано постановление главного санитарного врача РК №34-ПГВр «Об усилении карантинных мер», разрешающее передвижение сельхозпроизводителей и пчеловодов до своих хозяйств на грузовом транспорте при наличии всех необходимых документов. Однако многие владельцы пасек не смогли попасть на свои хозяйства, так как их не пропускали через блокпосты из-за отсутствия нужных документов.
В конце марта в южных регионах начался сезон цветения плодовых и ягодных культур. В этот период многие пчеловоды не могли вывезти пчел для опыления из города, где они зимовали, в область. В Казахстане около 90% хозяйств занимаются кочевым пчеловодством, при котором пчел транспортируют к медоносам для опыления цветущих растений, что позволяет опылять сельскохозяйственные культуры и получать мед.
Пчеловодство — сезонная отрасль, и весенние месяцы являются критически важными для всего сезона. В это время происходит развитие пчелосемей. Из-за того, что многие пчеловоды не смогли выехать из Алматы во время карантина, подготовительные работы на пасеках не были проведены своевременно, весенняя обработка ульев не состоялась, пчелосемьи начали роиться, что нанесло непоправимый ущерб развитию пасек. В этом году большинство пчеловодов не смогли произвести первую качку меда с майских медоносов.
- Основной доход казахстанских пчеловодов складывается от продажи меда?
- Да, наши пчеловоды в основном зарабатывают на продаже меда и сопутствующих продуктов пчеловодства. За опыление платят только владельцы интенсивных садов. В странах с развитым сельским хозяйством, таких как Канада и Израиль, основная часть дохода пчеловодов формируется за счет опыления сельскохозяйственных культур.
- Какую прибыль недополучили пчеловоды из-за отсутствия опыления садов?
- Для опыления одного гектара традиционного яблоневого сада требуется 5 пчелосемей. Если площадь сада составляет 20 гектаров, то для его опыления потребуется 100 пчелосемей. Стоимость опыления одной пчелосемьи оценивается в 5 тыс. тенге. Таким образом, за опыление одного сада в сезон пчеловод недополучил 500 тыс. тенге. Отсутствие опыления плодово-ягодных культур негативно сказалось не только на пчеловодах, но и на сельхозпроизводителях, которые недополучат урожай. С одного гектара интенсивного яблоневого сада они потеряли 4,7 млн тенге, с традиционного яблоневого сада – 2,8 млн тенге, с косточковых садов – 2,5 млн тенге, с клубничной плантации – 3,6 млн тенге. Эти потери значительно превышают потери, связанные с недополучением меда пчеловодческими хозяйствами.
- Снизился ли объем реализации меда во время карантина?
- По нашим оценкам, сбыт меда в период ЧП упал на 90%. Это особенно коснулось областных центров, Алматы и Нур-Султана, где были закрыты базары и торговые точки, а доставка продуктов пчеловодства не осуществлялась.
У некоторых пчеловодов экспорт меда в Китай и приграничная торговля снизились на 100%. Некоторые хозяйства не смогли выполнить свои экспортные контракты на поставку меда в Юго-Восточную Азию, а реализация местных пчел снизилась на 50%.
В среднем потери владельца пасеки, занимающегося производством меда, имеющего пасеку из 100 пчелосемей, в этом году составят около 580 тыс. тенге в месяц или 7 млн тенге в год. По минимальным расчетам, пчеловодческие хозяйства из-за падения спроса на мед недополучили 6,9 млрд тенге в месяц.
- Были ли случаи продажи пасек из-за карантина?
- По моей информации, таких случаев не было. В стране по-прежнему работают около 12 тыс. хозяйств, обслуживающих 600 тыс. пчелосемей.
- Насколько казахстанские пчеловоды зависимы от импорта пчелопакетов из Узбекистана? Изменилась ли ситуация?
- Ситуация не изменилась. Ежегодно в Казахстан импортируется 100 тыс. пчелопакетов из Узбекистана, который является основным поставщиком пчел в нашу страну. Это связано с тем, что в Узбекистане государство субсидирует часть затрат пчеловодов на экспорт.
Тем не менее, последние 3-4 года мы наблюдаем снижение качества импортируемых пчелопакетов из Узбекистана. Несмотря на меморандум о сотрудничестве между Национальным союзом пчеловодов Казахстана и Ассоциацией пчеловодов Узбекистана, заключенный в 2019 году, контроль качества остается проблемой. Все экспортируемые из Узбекистана пчелы должны проходить ветеринарный контроль, но больные пчелы все еще попадают в Казахстан. Мы надеемся, что в этом году ситуация изменится.
Некоторые владельцы пасек, чтобы избежать риска покупки зараженных пчел, напрямую договариваются с проверенными поставщиками. Благодаря блокпостам во время ЧП, часть некачественных пчел не попала в Казахстан, что связано с усилением контроля со стороны ветеринарных служб. Таким образом, карантинные меры оказали не только негативное, но и положительное влияние на пчеловодство в нашей стране. Казахстанские пасечники, которые ранее не занимались разведением пчел, стали производить пчелопакеты. Особенно ярко этот тренд проявился на юге Казахстана, где подходящие климатические условия.
- Насколько увеличилось число хозяйств, переориентировавшихся на разведение пчел?
- Министерство сельского хозяйства РК не ведет статистику по числу пчелосемей и объему произведенного меда. По моим оценкам, количество таких хозяйств увеличилось на 20%.
- Есть ли трудности у пчеловодов при пересечении блокпостов?
- У пчеловодов, имеющих все необходимые документы, нет проблем с передвижением. Однако многие хозяйства в Казахстане работают без документов, что создает трудности. Союз пчеловодов активно сотрудничал с РПП «Атамекен», областными акиматами и сельхозуправлениями для решения вопросов передвижения пчеловодов. Также наблюдается кооперация предпринимателей с различными региональными обществами пчеловодов.
- Какую поддержку от государства требуется пчеловодам?
- Государство уже субсидирует разведение племенных пчелосемей, выделяя на каждую по 5 тыс. тенге. Однако в Казахстане не субсидируются пчеловоды, которые хотят заниматься бизнесом в промышленных масштабах. В некоторых странах государство покрывает 50% затрат на оборудование пчеловодам, занимающимся промышленным пчеловодством. Мы также можем пойти по пути Бангладеш, поддерживая пчелиные хозяйства за счет предоставления им пчелопакетов, маток, оборудования и ветеринарно-санитарных препаратов.
В Казахстане необходимо повышать уровень образования пчеловодов. В вузах и средне-специальных учебных заведениях следует внедрить специализацию по пчеловодству для ветеринарно-санитарных врачей и таможенных структур. Также можно разработать образовательные программы для сельхозпроизводителей и населения о важности опылителей и пользе продуктов пчеловодства.

