Вход

Компании сферы ретейла за месяц ЧП потеряли 120 млрд тенге

17 апреля 2020 10:30

Ситуация в розничной торговле и изменения в поведении покупателей в период карантина: анализ от Nielsen Kazakhstan

Более половины казахстанских компаний испытывают трудности с выполнением своих обязательств в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса. Розничная торговля, на долю которой приходится 17% ВВП страны, особенно пострадала. За период карантина компании розничной торговли потеряли 120 млрд тенге. Об этом в ходе онлайн-конференции сообщила коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Более 3 тыс. предпринимателей Казахстана обратились за поддержкой в Нацпалату «Атамекен» из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса. 54% владельцев бизнеса не могут исполнять свои обязательства по оплате аренды и выплате заработной платы. Пострадала и розничная торговля, составляющая 17% ВВП страны. За один месяц режима ЧП она потеряла 120 млрд тенге», - сообщила Мадина Сейсенгалиева, ссылаясь на данные НПП.

Для оценки состояния розничной торговли в Казахстане, команда Nielsen Kazakhstan провела масштабное исследование среди покупателей с 30 марта по 5 апреля. Оказалось, что 81% респондентов обеспокоены ситуацией с коронавирусом и связанными с ним рисками для здоровья. Половина опрошенных также переживает за свое финансовое благополучие и рост цен на товары и услуги. Вопрос трудоустройства волнует только пятую часть респондентов, но в ближайшие недели этот показатель может вырасти, добавила спикер.

«Распространение вируса привело к тому, что 56% опрошенных стали чаще покупать дезинфицирующие средства, а 45% закупались продуктами впрок. Несмотря на неудобства изоляции, 66% опрошенных считают меры правительства правильными, а 25% полагают, что их следует усилить», - продолжила она.

Половина респондентов считает, что риск распространения вируса в Казахстане высокий, и ожидает, что эпидемия продлится еще 3,5 месяца. Поэтому 96% участников исследования предполагают, что карантин приведет к экономическому кризису в стране, который затянется на 1,5 года. Данные Агентства по статистике подтверждают эти опасения, заметила Мадина Сейсенгалиева.

«Мы подошли к этому кризису в худшем состоянии, чем к кризису 2014-2015 годов. Розничный товарооборот, который уже был на нуле, может снизиться еще больше. Сегодняшний кризис отличается тем, что его катализатором стала мировая пандемия, а не экономические или политические факторы», - сказала она.

Здоровье стало основным источником беспокойства людей, и информация распространяется мгновенно через соцсети и мессенджеры, чего не было в предыдущие кризисы, отметила Мадина Сейсенгалиева. Это означает, что изменения в поведении покупателей будут происходить быстро. Текущий кризис усугубляется падением цен на нефть и девальвацией национальной валюты, что делает его проникновение в экономику беспрецедентным, продолжила спикер.

Команда Nielsen Kazakhstan отследила изменения в поведении покупателей в ответ на введение карантина. Для анализа, который проводился по неделям, использовалась информация от ключевых розничных сетей.

«За неделю до введения ЧП, когда были зафиксированы первые случаи заражения в Казахстане, у покупателей уже начались панические закупки, и продажи в секторе FMCG выросли на 58% по сравнению с аналогичной неделей прошлого года», - рассказала Мадина Сейсенгалиева.

За неделю до начала карантина спрос на товары, которые можно хранить длительное время, такие как средства личной гигиены и продукты длительного хранения, резко возрос. В течение первой недели ЧП продажи по многим категориям товаров продолжали расти, и весь рынок FMCG увеличился на 51% по сравнению с тем же периодом 2019 года, сообщила спикер.

«Наибольший рост показали товары для уборки и приготовления пищи. На второй неделе карантина, когда число зараженных стремительно росло, темпы роста сегмента FMCG снизились до 31% по сравнению с прошлым годом», - продолжила Мадина Сейсенгалиева.

В это время лидерами продаж стали джин (+155%), макаронные изделия (+111%) и овощи (+93%). Если первоначальная реакция покупателей заключалась в запасе, то на третьей неделе карантина, начиная с 30 марта, потребители стали покупать товары для удовольствия во время изоляции. Наблюдался рост продаж таких товаров, как чипсы (+91%), увлажняющие маски для лица (+75%), соусы (+69%).

«Карантин вывел на первый план три основные потребности: приготовленная дома еда, усиленная личная гигиена и товары для удовольствия. Забота о внешности ушла на второй план, что видно по падению продаж средств для снятия макияжа и дезодорантов», - отметила Мадина Сейсенгалиева.

Введение ЧП, закрытие торговых центров и запрет на массовые мероприятия влияют на сферу услуг и стимулируют переход покупателей в онлайн. Запрет на путешествия может перевернуть рынок туризма, что имеет плюсы для экономики, так как деньги, которые покупатели планировали потратить за границей, останутся в Казахстане, заметила она.

«Однако возникает вопрос, сколько средств останется у населения, если безработица продолжит расти», - сказала Мадина Сейсенгалиева.

На основе опыта стран, где коронавирус появился раньше, чем в Казахстане, можно сделать вывод, что ажиотажный спрос на товары FMCG длится 3-4 недели, добавила спикер. В ближайшее время стоит ожидать, что всплеск продаж, наблюдавшийся в Алматы и Нур-Султане, произойдет в регионах Казахстана. Также стоит обратить внимание на продажу продукции в смежных категориях. Например, в связи с частым использованием мыла и антисептиков стоит ожидать увеличения продаж крема для рук.

«Забота о здоровье становится новой необходимостью для покупателей, и мы можем предположить, что она будет актуальна еще долгое время. Поэтому для производителей сейчас самое время изменить маркетинговую стратегию, обращая внимание покупателей на антисептические свойства своей продукции, а также задуматься о запуске новых продуктов для поддержания здоровья людей», - заключила Мадина Сейсенгалиева.

Источник