Вход

Плюсы и минусы удаленной работы

15 апреля 2020 10:00

Избыточный контроль снижает эффективность бизнеса, считает управляющий партнер AKARI.group Азамат Азилхан

Перевод части сотрудников на удаленную работу часто приводит к тому, что дублирующие процессы сами собой исчезают или корректируются. Однако, по мнению Азамата Азилхана, управляющего партнера консалтинговой компании AKARI.group, даже если топ-менеджер осознает, что переход сотрудников на удаленный режим может сэкономить средства компании, он не всегда соглашается на это. Почему компании сталкиваются с дублирующими процессами и неэффективными расходами, Азамат Азилхан рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

- Азамат, понимают ли управленцы преимущества перехода сотрудников на удаленную работу? На чем можно сэкономить в этом случае?

- Я могу говорить только о тех, кто находится в моем поле зрения, так как при оказании консалтинговых услуг для малого и среднего бизнеса у нас есть своя целевая аудитория. Примерно 95% управленцев, для которых я провожу экспресс-анализ бизнеса, понимают, какие статьи расходов можно сократить за счет перевода части сотрудников на удаленную работу. Однако одно дело — осознавать, а другое — воплощать. Я часто наблюдаю, как управленцы пытаются экономить не на тех статьях затрат, которые действительно необходимо сократить, и не экономят на тех, которые не добавляют ценности конечному продукту. Большинство таких расходов считаются "потерями", постоянное устранение которых позволяет компаниям увеличивать чистую прибыль и оставаться конкурентоспособными.

Приведу пример: у одного из наших клиентов, после создания отдела развития, были выявлены около двух десятков "потерь", устранение которых повысило бы эффективность производства. Ожидалось, что на это будет выделено около 700 тыс. тенге. Однако в период ожидания на стол руководства попадает счет на покупку и установку шлагбаума стоимостью 1,5 млн тенге. В итоге предприятие получило новый автоматизированный шлагбаум, а группа развития, состоящая из представителей различных отделов, еще месяц ждала финансирования для реализации предложенных улучшений. Экономия не на том, на чем стоило бы.

Получается, что даже понимая целесообразность экономии на некоторых статьях расходов при переводе части сотрудников на удаленную работу, не каждый управленец решится на это. Здесь также возникают аномалии — нелогичные и интуитивные решения.

- Почему не все руководители принимают решение о переводе сотрудников на удаленную работу?

- Во-первых, желание контролировать персонал в очной форме, во-вторых, слабая автоматизация и визуализация процессов, в-третьих, отсутствие цифровой аналитики для принятия управленческих решений и, наконец, отсутствие компетенций в сфере финансового анализа. Экономия при переводе части сотрудников на удаленную работу может заключаться в сокращении арендуемых площадей, организации рабочих мест, найме персонала из регионов за меньшую заработную плату, отсутствии транспортных расходов на перемещение сотрудников от дома до рабочего места. Также возможно увеличение производительности удаленно работающего персонала. Этот последний пункт, хотя и не является прямой экономией, очень важен.

Недавно мне показали аналитику одной крупной казахстанской компании по разработке программного обеспечения. За почти месяц удаленной работы программистов скорость выполнения задач увеличилась более чем в три раза. Без нынешней эпидемии коронавируса, когда еще управленцы этой компании заметили бы такую значительную точку роста? Скорее всего, они примут решение об отправке части программистов на удаленную работу. На мой взгляд, это будет отличным вариантом.

- С какими протоколами работы пришлось распрощаться, а какие откорректировать, по вашим наблюдениям?

- Во многих компаниях период роста происходил хаотично, а не планомерно, и как результат возникли дублирующие процессы. Перевод части сотрудников на удаленную работу неизбежно приведет к тому, что некоторые из них будут устранены или откорректированы. Удаленная работа не защищает от дублирующих процессов, но сам переход может вызвать эффективные изменения.

По моим наблюдениям, даже в крупных компаниях существует проблема неправильного планирования. Многим знакомы бесконечные, практически неограниченные по времени планерки, совещания, встречи. Это целая философия, как нужно эффективно проводить планерки, не буду здесь расписывать эти правила. Но скажу самое главное: любые встречи, совещания должны завершаться четким списком поставленных задач с конкретным исполнительным лицом и дедлайном. И тут есть большая засада. По статистике, онлайн-встречи по планированию происходят эффективнее. Первая причина — меньше отвлекающих факторов, вторая — концентрация внимания выше, третья — меньше комфорта, чем при офлайн-встречах, четвертая — сложнее перебивать собеседника, пятая — средства планирования и демонстрации в одном устройстве (agenda, задачи, презентации, демонстрации рабочих столов и т.п.).

Я не случайно заговорил о дублирующих процессах и о планировании: именно здесь кроется причина так называемой "неповоротливости" растущей компании. Управленец, обладающий стратегическим мышлением и лидерскими качествами, применяющий правила планирования, может в значительной степени повысить эффективность своей команды. Умножьте на количество эффективных команд, и вот вам "гибкая" компания. На мой взгляд, перевод рабочей команды на удаленный режим позволит со временем распрощаться с вышеперечисленными "потерями".

- Какова вероятность, что после отмены режима ЧП и карантина многие компании откажутся возвращаться к работе в офисе?

- Стоит понимать, что не все бизнес-процессы можно перевести в онлайн на сегодняшний день, но это не означает, что нельзя перевести в онлайн хотя бы часть процессов. Перевод хотя бы части — это и есть сокращение себестоимости продукта, а значит и увеличение чистой прибыли и/или конкурентоспособности. Поэтому ведение бизнеса онлайн реально может быть прибыльным занятием. Тенденция ухода малого бизнеса в онлайн наблюдается уже несколько лет. Никогда еще в Алматы не было столько пустующих коммерческих площадей. Еще несколько лет назад предприниматели охотились за престижным торговым помещением, например, на проспекте Назарбаева, а теперь посмотрите, сколько их там сдается в аренду. И я думаю, дело не в кризисе, а в смене мышления бизнесменов в контексте бережливости и рационализации. Постепенно отходят в сторонку вопросы престижа, значимости, аристократизации.

- Отданные на аутсорсинг маркетинг и реклама выигрывают в сравнении с другими видами бизнеса? Клиентов стало или станет больше?

- Сам по себе аутсорсинг маркетинговых процессов уже считается высококонкурентным бизнесом. Причин, на мой взгляд, несколько. Например, простота продукта, повышение грамотности специалистов, упрощение маркетинговых инструментов и демпинг ценовой политики. Выигрывает эта бизнес-модель за счет скорости внедрения и небольшой себестоимости. Клиентов на маркетинговые услуги на аутсорсинге станет больше, но с учетом увеличения конкуренции редким компаниям из этой сферы удастся быстро вырасти. Скорее всего, это получится за счет крупных корпоративных и долгосрочных контрактов, либо за счет создания масштабного и простого B2B-продукта (например, SMM Planner, Lead Vertex и т.п.).

Источник