Вход

Сколько нужно инвестировать в запуск бизнеса по аренде самолетов

21 февраля 2020 13:00

Перспективы и нюансы бизнеса по аренде самолетов в Казахстане: взгляд экспертов

Для успешного старта в сфере аренды частных самолетов необходимо располагать как минимум тремя воздушными судами, однако эксперты отмечают возможность работы на рынке и в качестве авиаброкера, поскольку спрос на подобные услуги в Казахстане демонстрирует стабильность. В ходе беседы с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz участники рынка поделились ключевыми аспектами этого бизнеса, оценили стоимость воздушных судов и назвали наиболее популярные маршруты среди казахстанских клиентов.

Окупаемость борта: длительная перспектива

По оценкам экспертов, казахстанский рынок аренды самолетов насчитывает около десяти активных компаний. Генеральный директор RVTA CLUB Анатолий Гаипов считает, что рынок уже достаточно насыщен. «Еженедельно мы получаем до двадцати заявок, однако фактически заказы оформляются лишь по десяти процентам из них», — подчеркнул он.

Услуги по аренде самолетов в Казахстане также предлагают и зарубежные перевозчики. «Международные компании преимущественно базируются за пределами страны и работают с казахстанскими клиентами удаленно. Активно действующих на нашем рынке таких организаций около трех-пяти, и, насколько мне известно, собственного парка самолетов в Казахстане у них нет», — пояснил Гаипов.

Для открытия бизнеса, ориентированного на владение и сдачу в аренду самолетов, потребуются значительные инвестиции – минимум три воздушных судна. Общий объем инвестиций может стартовать от 266,1 миллиона долларов. Этой суммы может хватить на приобретение одного дальнемагистрального лайнера, такого как Boeing 777, стоимость которого начинается от 200 миллионов долларов. Альтернативой может стать среднемагистральный самолет, способный выполнять рейсы по Казахстану, России и странам СНГ без дозаправки. Например, модель Gulfstream обойдется минимум в 66 миллионов долларов. Для обеспечения внутренних перелетов по Казахстану потребуется борт для коротких дистанций, такой как Cessna, стоимость которого начинается от 120 тысяч долларов. Крайне важно отдавать предпочтение новым моделям, поскольку авиационное машиностроение развивается стремительно. При стабильном спросе срок окупаемости одного самолета может составить от 10 до 15 лет.

Наличие собственного парка не всегда обязательно

Для запуска бизнеса по аренде воздушных судов не всегда обязательно обладать собственным флотом. Достаточно организовать передислокацию самолета в Казахстан из любой точки мира. Такие компании называются авиаброкерами, и их доход формируется за счет маржи, включаемой в стоимость билета. Примечательно, что даже компании, имеющие свой парк самолетов, иногда вынуждены арендовать суда за рубежом, поскольку казахстанский авиапарк, по словам Анатолия Гаипова, сильно изношен и ограничен по сравнению с российским или американским. «В США, например, можно оперативно арендовать практически любой борт, от эконом- до VIP-класса», — отметил эксперт.

В целом, эксперты не ожидают появления новых крупных игроков на казахстанском рынке в ближайшие 2-3 года, прогнозируя стабильный, но незначительный рост спроса на аренду самолетов. «Те, кто ранее пользовался услугами аренды, продолжают это делать, а также наблюдается интерес со стороны новых клиентов. Заказчики из Казахстана все чаще арендуют самолеты для перелетов по территории Европы», — рассказал управляющий партнер Jets & Helicopters Евгений Королс.

Особенности ценообразования на перелеты

Частные самолеты, в отличие от вертолетов, чаще всего арендуются на несколько дней. Стоимость аренды формируется под влиянием множества факторов. «Средняя стоимость перелета по маршруту Алматы - Нур-Султан составляет 14-18 тысяч евро, Алматы - Москва — 22-26 тысяч евро. Цена зависит от доступности самолетов, типа воздушного судна, направления и количества пассажиров. Поскольку самолетов, постоянно базирующихся в Казахстане, не так много, для многих рейсов приходится привлекать суда из-за рубежа, что значительно увеличивает итоговую стоимость. Поэтому каждый перелет рассчитывается индивидуально», — пояснил Евгений Королс.

Дата перелета также играет важную роль: летние месяцы традиционно дороже. «Хотя озвученная стоимость чартера не содержит скрытых платежей, существуют дополнительные издержки, которые клиент может взять на себя по договору. Например, при снежной погоде потребуется обработка самолета от обледенения, которая для небольшого судна стоит от 1 тысячи евро, а для крупного – от 10 тысяч евро. Даже если вы планируете поездку в одну сторону, придется оплатить перепозиционирование самолета, так как он не летает пустым обратно. Во время путешествия следует учитывать, что государственные сборы, навигация, аэропортовые услуги и обработка самолета могут увеличить конечную стоимость полета», — добавил Евгений Королс.

Анатолий Гаипов из RVTA CLUB уточняет, что стоимость аренды зависит от класса и вместимости самолета. Борт VIP-класса может быть на 20-60% дороже, чем экономкласс. Модель самолета также имеет значение. «Например, рейс на воздушном судне Gulfstream обойдется дороже, чем на Cessna. В целом, клиенты редко оговаривают конкретную марку, но при выборе между бюджетной и дорогой моделью чаще отдают предпочтение первой. Цена перелета является решающим фактором. У нас были заказы, когда аренда борта по международному направлению Алматы - Рим достигала 250-300 тысяч евро за перелет», — подчеркнул он.

Оптимальные сроки для заказа

Эксперты рекомендуют заказывать внутренние рейсы по Казахстану минимум за два часа до вылета для подготовки борта, а международные — за 3-4 дня. «Перед совершением международного рейса самолет требует тщательной подготовки, а компании необходимо получить разрешение у авиаслужб, причем у каждой страны свой регламент по их выдаче. Однако бывают случаи, когда иностранный самолет, уже находящийся в Казахстане после предыдущего рейса, планирует возвращение в Европу, что упрощает процесс получения разрешений. Мы постоянно отслеживаем доступные самолеты с уже имеющимися разрешениями на полеты в определенные страны», — сообщил директор Astana Business Aviation Кайсар Шыныбаев.

Перед бронированием борта с клиентом всегда оговариваются все детали, включая питание. «Пока невыполнимых задач по кухне не возникало, экзотические заказы встречаются крайне редко. В предпочтениях прослеживается тренд на правильное питание, и количество заказов вегетарианских блюд заметно возросло», — отметил собеседник.

Лидер маршрутов: Алматы - Нур-Султан

Около 80% заказов на аренду самолетов поступают от частных лиц для личных целей. «Оставшиеся 20% приходятся на бизнес-поездки. Наша компания работает с 2011 года, и за все это время к нам ни разу не обращался чиновник за арендой самолета», — рассказал генеральный директор RVTA CLUB Анатолий Гаипов.

Директор Astana Business Aviation Кайсар Шыныбаев вспомнил случай, когда компания организовала чартер на 300 человек для корпоративного выезда из Казахстана в ближневосточную страну. «Такие групповые перелеты не единичны; у нас бывают заказы от корпоративного сектора, спортивных команд, а также от нескольких семей или друзей, путешествующих вместе. Обычно подобные рейсы планируются при отсутствии прямого регулярного авиасообщения между необходимыми городами», — добавил он.

Участники рынка сходятся во мнении, что наиболее востребованным внутренним маршрутом в Казахстане является Алматы - Нур-Султан - Алматы, а популярность других направлений зависит от сезона. «В зимний период это преимущественно европейские горнолыжные курорты, Дубай, Мальдивы, Азия. Летом — Лазурный берег Франции, Италия, Испания, Греция, Кипр. Помимо Алматы - Нур-Султан, популярны рейсы в Москву. По моим оценкам, чаще всего самолеты заказывают для бизнес-поездок, в меньшей степени — для семейного отдыха», — пояснил управляющий партнер Jets & Helicopters Евгений Королс.

Источник